Государственное бюджетное учреждение культуры
Приморская краевая публичная библиотека им. А.М. Горького
Май. Каждый четверг в 18:00. Клуб любителей эксклюзивного кино «ЗЕРКАЛО»

2 мая 2017 г.

«СЦЕНЫ ИЗ СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ». Ретроспектива фильмов второй половины ХХ века.

От автора и ведущего Александра Брюханова.

Все четыре фильма, составившие ретроспективу, — настолько разные, настолько не похожи один на другой, что попытка сложить их в нечто цельное поначалу показалось задачей маловероятной.

И, тем не менее, ретроспектива сложилась, и вот как она выглядит.

Мы начинаем фильмом "ЛЮДИ НА МОСТУ", созданным Александром Зархи по оригинальному сценарию Сергея Антонова, одного из самых популярных советских беллетристов второй половины 1950—х гг. У Сергея Антонова к этому времени была экранизирована его повесть "ДЕЛО БЫЛО В ПЕНЬКОВЕ", а Александр Зархи поставил фильм "ВЫСОТА" с Николаем Рыбниковым в главной роли. Фильм, имевший международный успех.

Рядом с этим типичным советским фильмом, строго проверенным на незыблемость идеологических постулатов, — величайшая кинофреска итальянца Лукино Висконти ГИБЕЛЬ БОГОВ. Фильм — о крахе семьи могущественного барона фон Эссенбека, владельца металлургического концерна, начинающего работать на Третий Рейх.

И далее — от "ГИБЕЛИ БОГОВ" – фильме о соблазне силы, о соблазне мирового могущества и власти, обрамленной нацистской символикой, — к чистоте и взволнованному лиризму одной очень камерной, очень чеховской по стилистике истории. Она называется "ЧЕЛОВЕК, КОТОРОГО Я ЛЮБЛЮ". Фильм Юлия Карасика, только–только увенчанного в Венеции Золотым Львом св. Марка за экранизацию "ДИКОЙ СОБАКИ ДИНГО". Фильм "ЧЕЛОВЕК, КОТОРОГО Я ЛЮБЛЮ" – тоже экранизация. Повесть Леонида Завальнюка называлась "ДНЕВНИК РОДЬКИ – ТРУДНОГО ЧЕЛОВЕКА". Ее герои живут в Благовещенске, с которым Леонид Завальнюк был связан долгие годы.

По контрасту тихую грусть финальных кадров этого хорошего фильма взорвет целый каскад обидных реплик, брошенных нон – конформистом Бриком, героем ленты Ричарда Брукса «Кошка на раскаленной крыше». Он осыпает ими свою жену Мэгги: «Ты чувствуешь себя кошкой на раскаленной крыше? Так в чем же дело? Спрыгни! Кошки живучи!». Но спрыгнуть и не разбиться у Мэгги не получится. В этом – драма героини, сильно сыгранной Элизабет Тейлор.

Итак, что же сближает все эти истории? Ответим коротко. «Мысль семейная», — как выразился бы Лев Николаевич Толстой. А подробности и нюансы этой темы – у нас будет возможность обсудить после каждого сеанса.



4 мая 2017 г. 18:00

«Люди на мосту». СССР. 1959 г. Фильм Александра Зархи. В ролях: Василий Меркурьев, Наталия Медведева, Александра Завьялова, Олег Табаков, Людмила Касьянова, Владимир Дружников.

Моста еще нет. Его предстоит построить. Соединить им два берега могучей сибирской реки. Для конца 50-тых гг. – такая стройка обычное дело. Вся страна двинулась осваивать Сибирь. С ней и Иван Денисович Булыгин. Бывший начальник бывшего мостостроительного Главка. Вчера – администратор, властный, вельможный человек, которому он возвращается к профессии мостостроителя – практика. Испытание – не из легких.
Вместе с Булыгиным в сибирские края отправляется его семья: жена и взрослые дочь и сын. Москва, благополучный дом – в прошлом. Теперь все нужно начинать сначала: строить мост, отстраивать жизнь. С первого колышка, как говорится…


11 мая 2017 г. 18:00

«Гибель богов». Италия. Германия. 1969 г. Фильм Лукино Висконти. В ролях: Хельмут Бергер, Дирк Богард, Ингрид Тулин, Рено Верле, Хельмут Грин, Умберто Орсини, Шарлотта Рэмплинг.

Фильм назван как и опера Вагнера – «Гибель богов». Но у него есть и другое название – «ПрОклятые». «Я хотел, — делился своим замыслом Висконти, — взять какую – то одну маленькую группу, некое ядро, и взял семью, внутри которой решил развязать игру самых низких, самых подлых инстинктов. Это лишь один пример. Им вовсе не исчерпывается весь нацизм».
Висконти возвращает нас в Германию 1933 года. Барон фон Эссенбах, глава металлургического концерна, начинающего работать на войну, отмечает день своего рождения. За столом – близкий круг. Семья. Пока семья. Но время уже «ощетинилось» против нее: торжество прерывается сообщением из Берлина о поджоге рейхстага.


18 мая 2017 г. 18:00

«Человек, которого я люблю». Мосфильм. 1966 г. Фильм Юлия Карасика. В ролях: Георгий Жженов, Евгений Герасимов, Николай Мерзликин, Тамара Семина, Алла Витрук, Сергей Ваняшкин и др.

Человек, упомянутый в названии, — глава семейства, Муромцев – старший. Ему не просто с двумя сыновьями, которые растут без матери. Один из сыновей – хирург, его путь в профессию только – только начинается. Другой – подросток. Школьник. Из «трудных», как говорят о нем в школе.
Фильм создан по повести Леонида Завальнюка «Дневник Родьки – трудного человека». Его герои живут там же, где когда – то жил их автор – в Благовещенске. Но на экране мы его не узнаем. Фильм снимался в Таганроге. В каких – то, похожих на Благовещенск, местах. В нем очень хороша Тамара Семина. Ее героиня появится в доме Муромцевых, чтобы внести в его быт толику тепла и участия, без которых любой дом – вроде бы и не дом…


25 мая 2017 г.

«Кошка на раскаленной крыше». 1958 г. США. Фильм Ричарда Брукса. В ролях: Элизабет Тейлор, Пол Ньюмен, Берл Айвз, Джейк Карсон, Джудид Андерсон и др.

Кошка – это героиня одной из самых знаменитых пьес выдающегося американского драматурга Теннесси Уильямса. «О! — Это та самая кошка», — скажет Фидель Кастро, знакомясь с приехавшим на Кубу драматургом. Рекомендации Э. Хемингуэя не потребуется. Лучшей рекомендацией будет его пьеса «Кошка на раскаленной крыше».
У фильма пять номинаций на «Оскара». Он – о скандале в семье умирающего «Большого папочки». О жуткой борьбе за наследство, в которую включается Мэгги – та самая кошка. Если она не выиграет, она потеряет все. И прежде всего – Брика. Своего мужа. Любимого сына «Большого папочки». Отношения с ним у Мэгги разлажены. Брик со всеми в ссоре и не намерен идти ни на какие компромиссы.