Государственное бюджетное учреждение культуры
Приморская краевая публичная библиотека им. А.М. Горького
Моделируем будущее. 3-7 июля состоялась XVI Летняя школа руководителей библиотек

3 июля 2017 г.

Моделируем будущее.
XVI
Летняя школа руководителей библиотек

Какой должна быть современная библиотека? Каково ее предназначение, ее основные функции? Те инновационные преобразования в содержании, организации, методах работы и средствах их реализации, которые выдвигает перед библиотечным сообществом время?

Этим и другим проблемам была посвящена 16-я Летняя школа руководителей муниципальных общедоступных библиотек Приморского края, состоявшаяся 3-7 июля в ПКПБ им. А. М. Горького. Тема предложенного слушателям курса: «Стратегии развития и новые модели муниципальных библиотек в современных условиях». В работе Летней школы приняли участие 26 руководителей и ведущих специалистов центральных муниципальных библиотек.

Вот как комментирует ее работу ректор Школы – заведующая научно–методическим отделом ПКПБ им. А. М. Горького, заслуженный работник культуры РФ Зинаида Коваленко:

Открыл Летнюю школу директор ГБУК «ПКПБ им. А.М. Горького», заслуженный работник РФ, Президент Библиотечной ассоциации Приморского края А. Г. Брюханов. Он выразил уверенность в том, что знания, полученные в рамках Летней школы, помогут муниципальным библиотекам осуществить задуманную модернизацию библиотечного дела, адекватную изменившимся условиям и потребностям современного общества.

Темы модернизации библиотек и сохранения книжных памятников коснулась в своем выступлении и заместитель руководителя Управления Министерства культуры Российской Федерации по Дальневосточному федеральному округу А.С. Немерович (г. Хабаровск).

В мою задачу входило показать современное состояние обслуживания населения Приморского края муниципальными общедоступными библиотеками, и, анализируя основные показатели деятельности библиотечной сети, отметить проблемы, препятствующие процессу модернизации библиотек. Коротко это можно представить так:

· оптимизация бюджетных расходов, породившая финансовые проблемы и вместе с ними: сокращение сети библиотек и персонала, низкий уровень обеспеченности населения печатной и электронной продукцией, в том числе, и в удаленном режиме;
· внутренние библиотечные проблемы: старение библиотечных фондов, снижение уровня профессиональной компетентности специалистов, серьезные нарушения в учете деятельности библиотек и пр.

Как это сложилось в практике Летней Школы, началу учебных занятий предшествовала творческая конференция, на которой наиболее активные слушатели (таких на этот раз оказалось 15) продемонстрировали привезенные инновационные проекты, продукты, услуги, внедренные в библиотечную практику за минувший год.

Готовя учебную программу этого года, мы вместе с другим ее организатором — заведующей кафедрой библиотечно–информационной деятельности, документоведения и архивоведения Хабаровского государственного института культуры, профессором, доктором педагогических наук Е.Ю. Качановой, серьезнейшим образом проработали формат Школы, дабы придать ей гибкость и динамичность.

Оправдал себя, на наш взгляд, формат Открытой трибуны, начавшей наш образовательный цикл. «Перезагрузка деятельности библиотек: стереотипы, инновации, стратегии» — вот на каких вопросах предстояло сосредоточиться слушателям. Форма Открытой трибуны — форма, глубоко демократичная, учитывающая плюрализм мнений, — позволила обсудить следующие острейшие вопросы текущей библиотечной практики: какие функции сегодня возлагаются на современную библиотеку, какие доминируют? Модернизация – развитие и обновление, или трансформация (изменение функций, способов, форм, целевой направленности деятельности)? Существует ли при этом риск потерять собственную (библиотечную) идентичность? Библиотека связана с книгами и знанием или с культурным, комфортным досугом? Как соблюсти баланс, т.е. равновесие – полезности и удобства? Как относиться к фонду: его разумная достаточность или не знающая границ полнота и т.д. и т. п.

Робость, застенчивость и неуверенность участников школы, дававшие себя знать в первые минуты ее работы, через какое – то время были забыты. Всех захватил азарт жаркой дискуссии о будущем муниципальных библиотек, о рычагах преобразования, о том, кто виноват и что делать? Что зависит от нас и что должны обществу они? Они – это власть на местах.

Последовавшие после завершения «открытой трибуны» установочная лекция и стартовый тренинг доктора педагогических наук Е.Ю. Качановой, «Муниципальные библиотеки в современных условиях: общественные требования, ресурсы, возможности», подвели итог «открытой трибуне» и очертили круг проблем и условий, в которых осуществляется модернизация библиотек, удовлетворяются общественные требования и все то, что востребовано современным обществом.

Дети, подростки – основная группа пользователей библиотек. 37,5% пользователей общедоступных библиотек Приморского края — дети. Важность и значимость работы с детьми и подростками подтвердила «Концепция программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации», утвержденная распоряжением Правительства РФ 3 июня 2017 г. № 1155-р.

Состоянию библиотечного обслуживания детского населения, судьбе муниципальных детских библиотек, приоритетам их деятельности были посвящены выступления директора Приморской краевой детской библиотеки, заслуженного работника культуры РФ Е.И. Кулинок «Библиотека для детей в свете реализации «Концепции программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации» и заведующей отделом Приморской краевой детской библиотеки М.Ю. Ларионовой «Краевой проект — как значимый компонент профессионального сотрудничества».

И еще одна тема, которую мы посчитали необходимым сделать важным разделом учебной программы, — «Библиотечное краеведение Приморского края: состояние, достижения, проблемы и пути развития». Его автор — заведующая отделом краеведческой библиографии ПКПБ им. А.М. Горького, заслуженный работник культуры РФ Н.С. Иванцова сумела глубоко проанализировать краеведческую деятельность муниципальных библиотек, отметила достижения, сформулировала приоритеты дальнейшей деятельности.

Два учебных дня участники Летней школы посвятили разработке программы развития библиотеки в рамках семинара-тренинга «Моделируем новую библиотеку». Участникам была прочитана лекция ««Моделируем новую библиотеку: методология, технологии моделирования, особенности и средства осуществления», даны основы стратегического менеджмента, шаблон программы развития. Семинар — тренинг завершился разработкой и обсуждением проектов, которые слушатели Школы готовили, объединившись в творческие группы.

Программа 16-й Летней школы включала деловой визит в Научную библиотеку Дальневосточного федерального университета. Экскурсию в Океанариум.

И несколько слов о том, что в учебном плане Летней Школы было обозначено разделом «За рамками учебной программы». Это презентация сборника статей «Библиотеки Приморья. Страницы истории». Автор сборника — Л.Г. Осадчук, заместитель директора ПКПБ им. А. М. Горького. Составитель наполнила сборник собственными материалами, отражающими страницы истории книгораспространения и книгоиздания в Приморском крае.
Особыми путями души и сердца попытался представить любимые страницы поэтического творчества Бориса Пастернака, снабдив их эксклюзивным материалом из собственного архива, Александр Брюханов и его соавторы по вечеру – пианист Дмитрий Волобуев и вокалист Николай Вахрушев. Вечер поэта «Вы здесь. Мы в воздухе одном» — своеобразный мастер–класс нового формата представления творчества художника. Попытка заинтересовать коллег из края новыми возможностями при подготовке подобных просветительских мероприятий.
Слушатели смогли оценить и новую работу ПКПБ им. А. М. Горького – мультимедийный ресурс – «Александр Фадеев. Вышедший из «Разгрома». Вторую главу создающегося в ПКПБ им. А. М. Горького – киноромана «Нету пути иного!»
И, наконец, состоявшаяся передача книжных даров слушателям курса. Ее осуществил известный приморский меценат, издатель, общественный деятель, политик, спикер Надеждинской муниципальной Думы Валентин Петрович Пак, единственный на Дальнем Востоке обладатель государственной награды «За благодеяние». На этот раз в книжной подборке для библиотек края — выпущенная издательством «Валентин» Антология литературы Дальнего Востока, роман А. Кима «Белка», книга воспоминаний Рока Бриннера и другие.
И вот еще о чем хочется сказать: по итогам обучения все слушатели получили сертификаты и электронные документы объемом в 5 Гбайт. Их содержание — нормативно–правовые документы, все презентации, представленные в рамках Летней Школы, другие заинтересовавшие слушателей материалы.