«Жерар Филип и его время, ушедшее как вздох». «Пармская обитель»

Клуб любителей эксклюзивного кино «Зеркало»
21 октября, Четверг 15:00 Большой зал

Жерар Филип ушёл от нас в возрасте 37 лет. Как Пушкин, Маяковский и Апполинер.

Почему он так поторопился покинуть этот мир? Или это не он поторопился, а его поторопили? Небеса и Господь Бог, который позавидовал столь совершенному своему созданию и забрал его от нас?

 На вопрос: «Что удивляет Вас в жизни», Филип отвечал: «Её кратковременность». Он торопился и спешил жить. Не отличался точностью. Всегда везде опаздывал. Его опоздания были частью его натуры. И он всякий раз стремился свести на нет все неприятности, связанные с бесконечными опозданиями. Кто-то подшучивал: «Он и к своему последнему часу обязательно опоздает». Горькая шутка.

Филип торопился играть. Он был прежде всего драматический артист. Вместе со своим наставником Жаном Виларом они создали ННТ – Национальный Народный Театр. Филип не любил «Комеди Франсез». Не мог терпеть коммерческий театр Больших Бульваров. И баснословным гонорарам буржуазных театров предпочитал скромный заработок в ННТ. На его сцене во Дворце Шайо он играл Сида. Исполнение этой роли открывало список величайших актёрских достижений мира. Марлон Брандо, хулитель всего и вся, сам великий и неподражаемый, сказал: «Я склоняю голову. Я готов на реплику «Кушать подано», только бы быть с ним рядом на сцене».

Всё, сыгранное Жераром Филипом в кино – лишь тень его огромного драматического таланта. Хотя и в кино были созданы шедевры: Фабрицио дель Донго в «Пармской обители», Жюльен Сорель в «Красном и чёрном», Арман де ля Верн в «Больших бульварах» и Амадео Модильяни в фильме «Монпарнас,19». Он вошёл в него, словно бы сойдя с холста, написанного его героем. В этом же списке Фанфан-Тюльпан. Чудо Жерара Филипа. Воплощение галльской удали и французского духа.

Он был душой своей страны. Она жила и в Фабрицио дель Донго, и в шевалье де ля Верне, и в Амадео Модильяни. Жила в Сиде, в принце Гомбургском, в Рюи- Блазе. Он хотел охватить собой всё лучшее, что написано для театра. Он повелевал его сценой, как корнелевский Сид. Его и хоронили в костюме Сида. Это было его последнее желание. Хоронили Весну. Её образ. Во всём мире смерть Жерара Филипа ошеломила всех, чьи головы были созданы для мечтаний, а сердца – для любви.

Это был 1959 год. С той поры миновало более полувека. И столько же раз к нам приходила Весна.

Без него. И всегда с ним.

«Жерар Филип и его время, ушедшее как вздох…» - так называется программа, в тематическую подборку которой вошли 3 фильма с участием этого великого артиста.

«Пармская обитель», 1947. Франция, Италия. 170 мин. 12+

Режиссёр: Кристиан-Жак.

В главных ролях:

  • Люсьен Коэдель
  • Луи Салу
  • Мария Казарес
  • Жерар Филип и другие.

ХIХ век. Италия. Парма. Молодой маркиз Фабрицио дель Донго (Жерар Филип), завершив своё обучение в Неаполитанской духовной академии, возвращается в родные места. Пармский двор сотрясаем политическими распрями.

Фильм об этом – интригах политических и интригах сердечных. Фабрицио опутан ими с головы до ног. Под его сутаной бьётся сердце пылкого бонапартиста. Охоту на это сердце ведут сиятельнейшая герцогиня Сансеверина (Мария Казарес) и кроткая дочь генерала Фабио Конти Клелия (Рене Фор). По сюжету Фабрицио становится узником крепости Фарнезе. Здесь он и встретит свою любовь Клелию Конти. Но то, что стоит над человеком – политика и её власть – навсегда разведут влюблённых. И для скорбящей души Фабрицио дель Донго Пармская обитель окажется её единственным прибежищем и успокоением.

Ведущий - Александр Брюханов.