СПЕКТАКЛИ - ЛЕГЕНДЫ

Проект «Спектакли-легенды» Приморская краевая публичная библиотека им. А. М. Горького и Приморское отделение Союза театральных деятелей посвятили Году театра в РФ. По замыслу создателей проект должен был представить любителями театра то лучшее, что по праву вошло в сокровищницу дальневосточной театральной культуры.

Это четыре спектакля, поставленные в разные годы на сцене Приморского академического театра драмы им. А. М. Горького: «Хрустальный ключ» Е. Бондаревой, «Хлеб» В. Киршона, «Дети солнца» М. Горького и «Иванов» А. Чехова. Разумеется, список достижений приморской сцены этими постановками не исчерпывается. В отборе спектаклей не последнюю роль сыграло то, какие материалы сохранили наши архивы, домашние коллекции, уцелели ли аудио- и телевизионные записи, остались ли живые свидетели тех театральных триумфов – зрители и люди театра, создатели этих легендарных спектаклей.

Любая театральная постановка живет ровно столько, сколько длится ее сценическое время. Сезон – два, три? Срок жизни спектакля, поставленного в провинции, неимоверно краток. Сегодня у многих театров есть возможность снять наиболее удачные постановки на видео. Снять высококачественной оптикой, записать на сверхчувствительные микрофоны. А если мы вспоминаем спектакль, поставленный в начале 50-х, 60-х или 80-х гг. прошлого века? Как, какими средствами рассказать о том, как создавался местный сценический шедевр? Ведь в распоряжении рассказчиков – только фото, не очень качественные аудио-записи (если спектакль записывало региональное радио) и … воспоминания. Воспоминания создателей спектакля, если кто-то из них еще жив, воспоминания зрителей, воспоминания тех, чья память зримо и во всех подробностях удерживает увиденное. То ли театральную быль. То ли уже театральную легенду…

Спектакль «Хрустальный ключ»
Драма Е. Бондаревой
Постановка – Н. Бондарева
Сцена Приморского драматического театра им. А. М. Горького. Сезон 1954-1955 гг.
Спектакль о новом, послевоенном поколении советских пограничников. Приморье. Граница с Китаем. Застава «Хрустальный ключ».
Люди заставы. Их понимание ответственности и долга перед страной.

Спектакль «Хрустальный ключ», реконструкция которого открывает цикл «Спектакли – легенды» - спектакль легендарный. В середине 50-х гг. он был показан на гастролях в Москве Приморского академического театра драмы им. Горького и имел успех небывалый. Столичный зритель погружался в жизнь маленькой заставы, присматривался к молодым парням, несущим службу вблизи Гродековского погранотряда - тех мест, где прославился знаменитый следопыт и проводник Никита Федорович Карацупа.

Будни одной из застав. Молодцеватые пограничники. Их служба. Быт. И граница: государственная и та, моральная, которая формирует тебя изнутри. Формирует твое сознание. Твои поступки. Граница, подводящая тебя к выбору: между жизнью и смертью, подлинной бдительностью и формальным отношением к службе.

Спектакль ставил Николай Автономович Бондарев, тогдашний руководитель Приморской драмы. Крепкий режиссер, заставивший говорить о себе театральную общественность спектаклем о Сергее Лазо. И «Сергей Лазо», и «Хрустальный ключ» - пьесы, написанные на местном материале драматургом Елизаветой Максимовной Бондаревой.


Образы героев – пограничников четко индивидуализированы и потому запоминаются


Столичная пресса была единодушна: «Образы героев – пограничников четко индивидуализированы и потому запоминаются». Иначе и быть не могло. Основные роли писались драматургом в расчете на определенного исполнителя. Молодая энергия, веселье, задор – это Герман Апитин - Дмитрий Захаров. Внешняя суховатость, за которой скрывается искренняя, горячая душа – рядовой Улыбин – Евгений Шальников.

Жизнерадостность, бодрый тон и наивное прямодушие – рядовой Бородин – Андрей Присяжнюк.

Пьеса Елизаветы Бондаревой была поставлена в 250 театрах страны и даже за границей, но повторить приморский «Хрустальный ключ» не удалось никому. Успех «Хрустального ключа» был обеспечен человеческим волнением его создателей, игравших спектакль о своих земляках, о местах, им хорошо известных и о характере этих мест – широком, мужественном, подлинно дальневосточном.

Спектакль «Хлеб» в постановке Приморского драматического театра им. М. Горького. Сезон 1963-1964 гг. Драма В. Киршона. Режиссер – Н. Басин.
В 30-х гг. минувшего века драматургия В. Киршона считалась драматургией новой тематики. В его пьесе «Хлеб» - борьба правого и левого уклонов в руководстве тогдашним сельским хозяйством, хлебозаготовки 1929 года и развернувшаяся на их фоне острейшая классовая борьба. Персонажи пьесы – застрельщики этой самой борьбы. Их характеры – ярко и убедительно воплощены выдающимися мастерами приморской сцены – народными артистами Г. Антошенковым, Н. Михеевым, Е. Шальниковым, А. Присяжнюком, заслуженными артистами С. Зимой, В. Турчиным, В. Оттович.

На момент постановки в 1963 году, пьеса «Хлеб» не появлялась в афишах советских театров более тридцати лет. Ее автор - драматург Владимир Киршон, один из лидеров Российской Ассоциации пролетарских писателей, создававший свои пьесы по «личному указанию» тов. Сталина, не избежал участи многих творческих людей тех лет. Каток репрессий прокатился и по его жизни.

Приморский спектакль восстанавливал имя Владимира Киршона в правах драматурга, пьесы которого в 30-е гг. , хотим мы того или нет, определяли лицо отечественного театра. У приморского «Хлеба» - своя, отмеченная высокими вехами, история. Это – неоднократные показы спектакля в Москве, выдвижение на Ленинскую премию, создание на его основе первого художественного фильма студии «Дальтелефильм» (1969 г.). Наконец, выдающиеся актерские работы - Евгения Шальникова, Андрея Присяжнюка, Григория Антошенкова, Николая Михеева, Светланы Зимы и других.

Мысль экранизировать спектакль также принадлежит его постановщику - Натану Басину. Работа над экранизацией «Хлеба» - одна из тем видеопроекта, поскольку сохранившаяся пленка стала его художественной канвой. Кадры экранизированного спектакля обильно цитируются, наполняя рассказ о нем живым дыханием времени, размышлениями о том, как развивался отечественный театр 2-ой половины ХХ века, что отстаивало и что исповедовало театральное искусство тех, отошедших в историю лет.

Спектакль «Дети солнца». Пьеса Максима Горького. Режиссер – Е. Табачников. Сцена Приморского драматического театра им. А.М. Горького. Сезон 1981-1982 гг.
Горький 80-х гг. - этот не Горький тех громких театральных премьер, которыми было отмечено начало 60-х гг. в русском драматическом искусстве. Это Горький, внимательно всматривающийся в своих героев, Горький, которому жизненно необходимо понять, почувствовать связи реальных людей - своих современников - с персонажами его драмы, работу над которой он завершал в январские дни 1905 года.

Спектакль Ефима Табачникова подводил зрителя к пониманию нового Горького, будущего автора «Несвоевременных мыслей» и многочисленных, отнюдь не позитивных посланий советским вождям.

Кто те, кто придет на смену прежнему классу? Ремесленник Егор, исповедующий бунт как несогласие с той жизнью, которой принужден жить? И кто эти эфемерные «Дети солнца»? Ученый Протасов, произносящий красивые тирады о солнечной энергии и о том, как она способна преобразить человека?

Известно, что солнце, о котором так много говорит ученый Протасов, Горький, работая над пьесой, мог видеть исключительно из–за тюремной решетки. В это время он - узник Петропавловской крепости. Писатель арестован, как активнейший участник январских событий 1905 года. Солнце, освещавшее эти события, багровело от запёкшейся на нем крови. В этом солнце не было жизни, только истребленное, не согревающее тебя тепло.

И такими же виделись писателю герои его пьесы. Слабые, мало что умеющие, но много говорящие и мало во что верящие. И прежде всего в то, что жизнь когда-нибудь станет прекрасной. Нужно только понимать и любить красоту. Любить и понимать действенно, чтобы построить на этой действенности мораль жизни. Режиссер Е.Табачников полностью разделяет эту точку зрения: мораль, основанная на принципах любви и красоты. Отсюда его желание лишить пьесу резонерских красок, как бы «очеховить» автора «Детей солнца». Поддаться чеховскому настроению.

Московская критика высоко оценила эту работу приморского режиссера. Тогда же, во время московских гастролей Гостелерадио осуществило запись спектакля. Она до сих пор хранится в его Золотом фонде. Мы использовали ее в нашем видеопроекте. Она помогает воскресить эту уникальную театральную работу, понять и почувствовать, как нужен и необходим нам Горький, который был и остается 1-м писателем минувшего века.

«Иванов»

скоро

Видеопроект «Спектакли – легенды» завершит история создания спектакля «Иванов» по пьесе А.П. Чехова.

Работа над выпуском продолжается. По характеру она другая. На этот раз мы не реконструируем когда–то шедший спектакль, а ищем пути рассказать о спектакле, который до сих пор держится в репертуаре. В отличие от трех предшествующих – это живая легенда. Со времени премьеры прошло ровно 25 лет. Чеховские постановки на провинциальной сцене так долго не живут. Это случай - уникальный. Спектакль – прямой номинант в книгу Рекордов Гиннеса.

За все годы долгой сценической жизни он сохранил свой премьерный состав: в спектакль не сделано ни одного ввода. Он сохранил свой «премьерный» дух, свою премьерную свежесть. Но главное, пророс Чеховым, как прорастает благородное дерево, когда за ним ведется мудрый и хозяйский уход.

Время премьеры – 1995 год. И мы начинаем наш проект с вопроса: «Что в стране?» «Что в ельцинской России?» «Иванов» - об эпохе Александра III. Спектакль Ефима Звеняцкого и Александра Славского (исполнитель роли Иванова) опрокинут в наше время. У Чехова так всегда, и это превращает любое чеховское исследование во что - то очень нужное, полезное и необходимое для всех нас.

Вот эти мысли и ведут нас по спектаклю, который бьет все рекорды продолжительности сценической жизни того или иного явления театрального искусства.

Команда работающая над проектом

Николай Лоншаков

Дизайнер

Александр Брюханов

Режиссёр и автор проекта

Андрей Айхерт

Монтаж и операторская работа