Юбилеи писателей — 2021

Статья 11 января 2021 г.

100-летие Станислава Лема, 150-летие Теодора Драйзера и Леонида Андреева и 200-летие Достоевского и Некрасова — какие памятные даты готовит нам литературный календарь 2021 года.

ГодЛитературы.РФ традиционно собрал вместе самые знаковые литературные юбилеи предстоящего года и призывает вспомнить писателей не только по именам, но и перечитать их произведения.

5 января

100 лет швейцарскому писателю, драматургу и публицисту Фридриху Дюрренматту.

«Либо мы останемся в сумасшедшем доме, либо мир станет сумасшедшим домом. Либо мы вычеркнем себя из памяти человечества, либо человечество исчезнет с лица земли». («Физики»)

23 марта

200 лет русскому писателю и драматургу Алексею Писемскому.

«Для женских личиков, розовых, свеженьких, тридцать лет обыкновенно почти беда: розы переходят в багровые пятна, глаза тускнеют, черты еще более пошлеют. Но не то бывает с осмысленными женскими физиономиями, под которыми таится духовная красота. В этом возрасте присутствие ума, чувств, некоторой страстности - все это ярче и больше начинает в них выражаться». («Тысяча душ»)

27 марта

150 лет немецкому писателю и общественному деятелю, старшему брату Томаса Манна Генриху Манну.

«Однажды на охоте Генрих растерял свою свиту; видит — под деревом сидит крестьянин. — Что ты тут делаешь? — Что делаю? Короля хочу поглядеть. — Тогда садись позади меня! Мы поедем к нему, и ты посмотришь как следует. Крестьянин сел позади Генриха на лошадь и, когда они поехали, стал спрашивать, как же ему узнать короля. — А ты просто смотри, кто останется в шляпе, когда все остальные снимут. Затем они догоняют охотников, и все господа обнажают головы. — Ну, — спрашивает он крестьянина, — который же король? — А тот отвечает, со всем своим крестьянским лукавством: — Сударь! Либо вы, либо я, ведь только мы двое не сняли шляпы». («Молодые годы короля Генриха IV»)

1 апреля

100 лет французскому писателю, лауреату Сталинской премии второй степени Андре Стилю.

«Полю одиннадцать лет. Очень многое в жизни кажется ему странным. Он задает себе десятки вопросов и старается разрешить каждый. Поль очень любит Гиттонов, ведь они стали ему настоящими родителями уже давно, очень давно, раньше даже, чем Поль начал себя помнить. Он теперь уж не знает, когда и как ему стало известно, что Гиттоны не его папа и мама, что Клодетта и малышка Жан не его родные брат и сестра, а такие же приемыши, как и он сам. Однако иной раз из самой глубины детства к нему приходят туманные, но сладостные воспоминания: ему кажется, да, да, очевидно, только кажется, что было такое время, быть может, в самые первые месяцы его жизни, когда его ласкала и баюкала родная мама. А вдруг он ошибается? Или это была уже мама Гиттон? Поль не знает. Это незнание, эта неуверенность живет в нем как незаживающая рана, и потому он так непостоянен в своих детских симпатиях, в своих играх и чувствителен, как девочка: достаточно пустяка — косого взгляда или взмаха палки Леона, — чтобы взволновать и горько обидеть Поля». («Первый удар. Книга 1»)

9 апреля

200 лет французскому поэту и критику, основоположнику эстетики декаданса и символизма Шарлю Бодлеру.

О смертные, как сон я каменный прекрасна.
Изранен тот, кто раз прильнул к моей груди,
Но ей дано зажечь в поэте жар любви,
Как вещество миров бессмертной и безгласной.
 
Как сфинкс непонятый, царю я в вышине
Спит сердце снежное под грудью лебединой;
Застыв, я линии не сдвину ни единой;
Не плачу никогда, и смеха нет во мне.
 
Поэты пред моим торжественным молчаньем,
Напоминающим лик мраморных богов,
Все ночи посвятят суровым послушаньям;
 
Ведь мне, чтоб ослепить безропотных рабов,
Два зеркала даны, в которых всё чудесно —
Широкие глаза, с их ясностью небесной.
(«Красота», пер. Адриана Ламбле)

4 июня

200 лет русскому поэту Аполлону Майкову.

Люблю я горные вершины.
Среди небесной пустоты
Горят их странные руины,
Как недоконченны мечты
И думы Зодчего природы.
Там недосозданные своды,
Там великана голова
И неизваянное тело,
Там пасть разинутая льва,
Там профиль девы онемелый…
(«Горы»)

8 июля

400 лет французскому баснописцу Жану де Лафонтену.

Себя увеселять,
Пошел гулять
Со Глиняным горшком горшок Железный.
Он был ему знаком и друг ему любезный.
В бока друг друга стук,
Лишь только слышен звук.
И искры от горшка
Железного блистались,
А тот недолго мог идти,
И более его нельзя уже найти,
Лишь только на пути
Едины черепки остались.
Покорствуя своей судьбе,
Имей сообщество ты с равными себе.
(«Горшки», пер. А. Сумарокова)

10 июля

150 лет французскому писателю, новеллисту, критику Марселю Прусту.

«Но каково бы ни было мое мнение о дружбе, даже если говорить только о доставляемом ею удовольствии, настолько сереньком, что оно походило на нечто среднее между усталостью и скукой, нет столь пагубного питья, которое не могло бы в иные часы делаться драгоценным и живительным, принося подстегиванье, которое было нам необходимо, теплоту, которой мы не можем найти в себе самих». («У Германтов»)

15 августа

250 лет шотландскому писателю Вальтеру Скотту.

«Минуты серьёзной опасности нередко совпадают с минутами сердечной откровенности. Душевное волнение заставляет нас забыть об осторожности, и мы обнаруживаем такие чувства, которые в более спокойное время постарались бы скрыть, если не в силах вовсе подавить их». («Айвенго»)

21 августа

150 лет русскому писателю и драматургу Леониду Андрееву.

«— Когда дует сильный ветер, он поднимает сор. И глупые люди смотрят на сор и говорят: вот ветер! А это только сор, мой добрый Фома, ослиный помёт, растоптанный ногами. Вот встретил он стену и тихо лёг у подножия её, а ветер летит дальше, ветер летит дальше, мой добрый Фома!» («Иуда Искариот»)

27 августа

150 лет американскому писателю и журналисту Теодору Драйзеру.

«Эгоист, человек, живущий рассудком, весьма мало поступаясь своим «я», сам требует очень многого. Тем не менее человеку, любящему жизнь – будь то мужчина или женщина, – гармоническое соприкосновение с такой эгоистической натурой сулит очень многое». («Финансист»)

12 сентября

100 лет польскому писателю-фантасту, философу и футурологу Станиславу Лему.

«Мы отправляемся в космос приготовленные ко всему, то есть к одиночеству, борьбе, страданиям и смерти. Из скромности мы не говорим этого вслух, но думаем про себя, что мы великолепны. А на самом деле, на самом деле это не всё и наша готовность оказывается недостаточной. Мы вовсе не хотим завоёвывать космос, хотим только расширить Землю до его границ. Одни планеты пустынны, как Сахара, другие покрыты льдом, как полюс, или жарки, как бразильские джунгли. Мы гуманны, благородны, мы не хотим покорять другие расы, хотим только передать им наши ценности и взамен принять их наследство. Мы считаем себя рыцарями святого Контакта. Это вторая ложь. Не ищем никого, кроме людей. Не нужно нам других миров. Нам нужно зеркало. Мы не знаем, что делать с иными мирами». («Солярис»)

30 октября

150 лет французскому поэту, эссеисту и философу Полю Валери.

Если выгнулся внизу
Берег, дымом истекая,
Если сумрака слезу
Искупила соль морская —
 
На губах безгрешный дар, —
Значит к выпрямленной тверди,
К стенам волн струится пар,
Убаюканный в предсердьи
 
Той, чьи губы на ветру
Прогоняют влажной дрожью
Слов неслышную игру,
Приоткрыв за внешней ложью
 
В белозубом блеске дня
Нежность тайного огня.
(«Зримое», пер. Р. Дубровкина)

11 ноября

200 лет русскому писателю Фёдору Достоевскому.

«Главное, самому себе не лгите. Лгущий самому себе и собственную ложь свою слушающий до того доходит, что уж никакой правды ни в себе, ни кругом не различает, а стало быть, входит в неуважение и к себе и к другим. Не уважая же никого, перестает любить, а чтобы, не имея любви, занять себя и развлечь, предается страстям и грубым сладостям и доходит совсем до скотства в пороках своих, а все от беспрерывной лжи и людям и себе самому. Лгущий себе самому прежде всех и обидеться может. Ведь обидеться иногда очень приятно, не так ли? И ведь знает человек, что никто не обидел его, а что он сам себе обиду навыдумал и налгал для красы, сам преувеличил, чтобы картину создать, к слову привязался и из горошинки сделал гору, - знает сам это, а все-таки самый первый обижается, обижается до приятности, до ощущения большого удовольствия, а тем самым доходит и до вражды истинной». («Братья Карамазовы»)

10 декабря

200 лет русскому поэту, писателю, публицисту Николаю Некрасову.

Жалеть - жалей умеючи,
На мерочку господскую
Крестьянина не мерь!
Не белоручки нежные,
А люди мы великие
В работе и в гульбе!
 
У каждого крестьянина
Душа, что туча черная -
Гневна, грозна - и надо бы
Громам греметь оттудова,
Кровавым лить дождям,
А все вином кончается.
(«Кому на Руси жить хорошо»)

12 декабря

200 лет французскому писателю Гюставу Флоберу.

«— Но надо же хоть немного считаться с мнением света, уважать его мораль, — возразила Эмма. — В том то и дело, что есть две морали, — отрезал Родольф. — Есть мелкая, условная, человеческая, — она вечно меняется, она криклива, она копается в грязи, у нас под ногами, как вот это сборище дураков, которое вы видите перед собой. Но есть другая мораль, вечная — она вокруг нас, как вот эта природа, и она над нами, как голубое небо, откуда нам светит солнце». («Госпожа Бовари»)

Источник: ГодЛитературы.рф