Фестиваль книги. День второй

Новость 18 октября 2013 г.

 

У входа в вестибюль библиотеки гостей  встречал «Костя»- манекен в костюме преуспевающего буржуа начала прошлого века. С ним здоровались, фотографировались, а он, оставаясь невозмутимым, принимал разные позы, выражающие радушие и искреннее расположение ко всем участникам фестивальных мероприятий. В фойе второго этажа можно было увидеть фотовыставку его соплеменников: на 26 цветных снимках стояли, сидели, лежали, изображая замысловатые композиции,  манекены. Какие – то  в удивительных  нарядах, какие - то почти без оных, в разнообразных позах и в странных интерьерах. Все это должно было восприниматься эдакой экстравагантной прелюдией к шоу-презентации «До100верная история пустоты».
Ее автор и ведущая, сотрудник Центра культурных программ Л. Редько, в малиновой шляпке - котелке (нужно же соответствовать персонажам  презентации) представила фотохудожника И. Егорчева и его фантастическое эссе «До100верная история пустоты».  Иллюстрации к этому эссе  стали основой фотовыставки. « Рядом с нами существует мир, живущий своей потаенной жизнью,-обратилась к зрителям ведущая.- Это страна Ма-Не-Кения, населенная манекианцами. С одной стороны у них все как у людей, но все же это особая среда, особые отношения. О манекианцах сняты фильмы, им посвящают стихи поэты, композиторы сочиняют о них  песни…» И в подтверждении этих слов присутствующим предложили просмотреть фрагмент фильма-спектакля «Люди и манекены» с участием А. Райкина.
Описатель страны Ма-Не-Кении И. Егорчев так объяснил свой замысел: « Лет 20 назад я спустился в переход центральной площади Владивостока и увидел голый женский манекен с табличкой «Подайте на одежду». Сфотографировал его и с того момента у меня появился интерес к этим фигурам. Фотографировал их в разных странах мира. Когда количество снимков подошло к полусотне, понял, что-то получается. Эссе с иллюстрациями стало второй частью книги: романа-фантасмагории А. Бондаря «Дураки и манекены», вышедшей в этом году».
Об особом мире манекенов поведала и Т. Зайцева, доцент кафедры сервисных технологий ВГУЭСа. «Я то же живу в их стране, тружусь и общаюсь с ними. Мои студенты придумывают для них одежду, а они всегда с желанием демонстрируют наряды». И сразу же  зал превратился в своеобразный подиум, на который вышли участники университетского Театра моды «Пигмалион». Аплодисментами наградили зрители манекенщиц и дизайнеров представленной ими одежды, поблагодарили авторов книги и шоу за знакомство с миром Ма-Не-Кении.
Погружение в иной, знакомый и в то же время отдаленный (фантастический) мир испытали участники диалога двух писателей Натали Тумко, выступавшей в роли ведущей, и Василия Авченко. Они расшифровывали повесть «Владивосток-3000», написанную Василием совместно с «великим и ужасным» мумми-троллем  Ильей Лагутенко. Действие повести происходит в 3000-м году, во Владивостоке, городе, которым управляют морские офицеры. Волею фантастики в нем оказывается Влад-пришелец из наших дней. И вот герои повести Каплей, Каптри знакомят его с устройством местной власти, городскими порядками, обычаями. Один из участников встречи спросил Авченко насколько далеко авторы ушли в своих фантазиях? «Моя точка зрения, что у нас в повести все горожане носят мундиры, может показаться преувеличением. Но вспомните, несколько лет назад мэр Копылов пытался ввести единую форму одежды для служащих мэрии… Все начинает сбываться»,- ответил писатель. После просмотра клипа «Четвертый троллейбус»,  который снят во Владивостоке прошедшей зимой группой «Мумми-троль» и является музыкальным приложением к повести, разговор переключился на эту песню. « В ней много зашифровано,- говорил В. Авченко,- люди, события. Можно даже культурологическую диссертацию  написать».
 Фантомы Василия Авченко и Ильи Лагутенко мгновенно исчезли, испарились, как и положено фантомам, когда подошло время презентации двух, напитанных конкретной исторической реальностью  краеведческих книг. Ведущая -  Н. Кузьмина.  Вначале был представлен исторический труд сотрудника Военно – исторического музея ТОФа О. Стратиевского «Русский остров: страницы истории». На сегодняшний день это самое полное, разностороннее исследование. «Когда я начал служить на острове, он «молчал» для меня. А после того, как прочитал книгу Груздева «Береговая черта: имя на карте» понял, в каком интересном месте нахожусь»,- рассказывал автор. Годами собирал офицер материалы по истории острова, обошел все его бухты, работал в архивах и записывал воспоминания военнослужащих, старожилов этих мест. Удачей Олег Борисович считает рассказы о воинских частях и соединениях Тихоокеанского флота советского периода, материал об О. Горбенко, жене С. Лазо, исследование топонимики острова, публикацию редких фотографий крепостных сооружений, предоставленных В. Калининым. Следует заметить, что первой книгой О. Стратиевского был «Русский-остров архипелага императрицы Евгении». Читатели благосклонно отнеслись к «пробе пера» Олега Борисовича, и высказали автору замечания, предложения. Все они учтены при подготовке второй книги.
«Я 50 лет прожил на Русском в учебном отряде и все время ощущал ущербность, - вспоминал на презентации ветеран ТОФ Н. Моисеевский.- Читал повести, рассказы маринистов и думал, почему никто не пишет про нас, ведь здесь случались истории более значительные. Мы ничего не знали о прошлом, какие батареи здесь стояли, в честь кого назван тот или иной мыс, бухта. И вот теперь получили полную информацию».
О.Стратиевский, член Русского Географического общества, Общества изучения Амурского края, принимает активное участие в деятельности этих просветительских организаций. В знак признания заслуг по краеведению Дальневосточный Арсеньевский благотворительный фонд наградил Олега Борисовича памятной медалью В.К. Арсеньева. Ее во время презентации книги вручили Стратиевскому  сотрудники ОИАК.
Еще одну книгу по истории Приморья представил И. Рыжов. Бывшего военнослужащего, авиационного специалиста заинтересовали «штурмовые ночи Спасска», действительные события решающего сражения Народно-Революционной армии с Земской ратью. Эти бои достаточно широко освещались в советской историографии, но Рыжов решил узнать, как выглядели события с другой стороны. Семь лет знакомства с разными источниками, документами, поиск в архивах и вот на свет появляется  «Последний поход», охватывающий период сентября-октября 1922г. Автор скрупулезно показывает день за днем, как менялась обстановка на фронтах, какими приказами руководствовались войска.
Выступивший на обсуждении доктор исторических наук, исследователь Гражданской войны на Дальнем Востоке Б. Мухачев увидел достоинство книги в объективности, публикации документов противоборствующих сторон. Заслугой автора он посчитал устранение многих фактических ошибок, присущих советским исследователям. Похвальные слова высказал и краевед историк В. Калинин. По его мнению, это редкий случай, когда книга в полной мере раскрывает историческое событие, в ней взвешенно сравниваются источники. А верный военный глазомер помог автору составить карты, схемы дислокации войск в разные периоды. В обсуждении «Последнего похода» так же принимали участие краевед Г.Симонова, журналист издательства «Русский остров» С. Корнилов, генеральный директор журнала «Клуб директоров» И. Петренко, начальник ДВ отделения Русского Общевоинского союза А. Бушин.
Завершился Фестиваль книги программой  «Изыск «Балаганчика». Университетская молодежь, активисты общественного движения «Молодые патриоты Приморья» решили повторить попытку реконструировать литературный футур-вечер владивостокской богемы 1919-1921 годов. Того самого, исторического, нашедшего пристанище в небольшом подвальчике под театром «Золотой Рог», где устраивались поэзо-вечера, звучали модные стихи футуристов и имажинистов: Н. Асеева, В. Маяковского, В. Марта, Д. Бурлюка, С. Третьякова. Проходили выставки рисунков, ставились спектакли.
Молодежь попыталась воссоздать творческую атмосферу. В Большом читальном зале появились абстрактные полотна разных художников из галереи «Артэтаж» (коллекция А. Городнего), был установлен карточный ломберный столик. «Дамы и господа» пришли в соответствующих нарядах, гостям предлагались пирожки, бутерброды, чай… Если сделать скидку на время, то получилось похоже на описание «Балаганчика» одним из его посетителей, писателем (псевдоним Юрий Галич) и генералом Георгием Гончаренко. В автобиографической повести «Царевич» он дал живописную картинку, как проходили вечера местной богемы. Заслуженный работник культуры РФ, книговед  Т. Пустовая показала слайд-фильм  о пребывании во Владивостоке С. Третьякова, Н.Асеева, Д. Бурлюка, В. Пальмова, рассказала о работе созданной ими литературной группы «Творчество».
Нынешние участники «Балаганчика» тоже показали свои таланты. Катя Безрук, студентка одновременно и Владивостокского музыкального колледжа, и ДВФУ исполнила русские романсы (партия рояля Валерия Родионова), Влад, так он представился, и Анастасия Ярошенко читали стихи Маяковского. Выступали и представители современного искусства. Галина Петрова и Евгений Шибе, участники Владивостокского фестиваля любительского фильма «Мое кино» познакомили  со своими игровыми фильмами. Присутствующие увидели короткометражку «Мимо» (авторы А. Стребкова, Г. Петрова), получившую Гран-при другого владивостокского фестиваля - «Уровень шума» и ленту «Ноцебо» Е. Шибе, лауреата фестиваля «Мое кино». Кинематографисты -  любители рассказали о своем увлечении кино, поделились творческими планами.
Намеченная организаторами вечера культурная программа чередовалась с разучиванием танцев, обучением приемам игры в покер, общением молодежи. «Балаганчик» состоялся в библиотеке во второй раз, и, судя по отзывам, может обрести здесь постоянное место. Рубрика этому увлекательному мероприятию уже придумана – «Подвал на втором этаже».