«Ходи с поднятой головой по земному шару»

Дата 29 марта 2021 г.

27 марта – 125 лет со дня рождения Матвеева Венедикта Николаевича – поэта, журналиста, переводчика китайских и японских поэтов

Венедикт Николаевич Матвеев – Бена – Венедикт Марьин – Венедикт Март – четвертый сын владивостокского просветителя, журналиста, поэта Н. П. Матвеева-Амурского, родился 27 марта 1896 г.

Детство Марта протекало в атмосфере семейного увлечения литературой. Каждый из детей знаменитого отца пробовал себя в написании стихов, которые они размещали в домашнем журнале «Мысль». По собственному признанию Венедикта Марта, он лет с десяти «плакал над стихами и сам начал писать и очень много читал книг, так что меня силком оттаскивали от книги, боясь за мои глаза…». Юноша жадно читал Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Гейне. Изучал по настоянию Николая Петровича китайский и японский языки. Публиковаться начал «с 1910 года в газетах «Русский Восток», «Текущий день», «Далекая окраина», «Приморский край» (А. Крусанов). Дебютный сборник молоденького поэта «Порывы» под псевдонимом Венедикт Марьин был напечатан в 1914 г. в семейной типографии на Абрекской под редакцией Н. П. Матвеева, наборщиком книжечки был сам автор. Он и брат Гавриил распространили его среди горожан.

В 1914 г. восемнадцатилетний Венедикт уехал в Москву. Позже переехал в Петербург-Петроград. Учился, работал в журналах и газетах («Всемирная панорама», «Волны», «Рудин», «Русская волна»). В начале Первой мировой войны Венедикт поступил вольноотпущенником в Финляндский полк (состоял на учете «как недисциплинированный»), недолгое время был в военном лагере, в городе Вильманстранд. За издевательства над солдатами Венедикт Март воткнул штык не в чучело, а в унтер-офицера. Чтобы избежать суда, ему пришлось притвориться сумасшедшим. Вскоре поэт заразился тифом и оказался в больнице. Одна из фельдшериц, миниатюрная черноволосая Серафима Лесохина, полюбила его, перевезла к себе в дом, окружила заботой и нежностью. Он называл ее - Сима (Симка), а она его - Веночек. Сима обожала своего Веночка, создала все условия для творчества (девушка происходила из зажиточной семьи лесопромышленников), помогла войти в столичный круг литераторов. В мае-июне 1917 г., оставив Серафиму в Петрограде, Венедикт вернулся на Дальний Восток, через Читу во Владивосток. Любящая Сима, бросив родных, явилась из Петрограда на Абрековскую, 9. Влюбленные поженились, 1 декабря 1918 г. родился их знаменитый сын Иван Елагин.

В 1917 г. во Владивостоке выходят его сборники «Песенцы», «Черный хрусталь», «Лепестки сакуры», «Черный дом». В «Песенцы» были включены переводы древних китайских поэтов Ван Вэя, Ли Бо и японского императора Муцухито. Через год Март издал книгу «Русь – кровь моя» («стихи, созданные в угарные годы войны и святые Дни Революции» В. Март). Как журналист, поэт активно сотрудничал с газетами «Русский Восток», «Текущий день», «Далекая окраина», редактировал журналы «Глашатай», «Приамурский кооператор», «Великий океан» (Е. Кириллова).

В 1918 г. по приглашению выдающейся поэтессы Ёсано Акико и ее супруга поэта Ёсано Хироси, Март полтора месяца путешествовал по Японии. Это давнее знакомство, в далеком уютном 1910-м, в Киото, молодая японская поэтесса выхаживала после операции шестнадцатилетнюю сестру Марта - Зою, а в мае 1912-го (по пути в Париж) гостила у Матвеевых. В Токио Март встречался с местными поэтами, читал свои стихи, в том числе танка и хокку. По возвращении из Страны восходящего солнца он написал странный мистический очерк «Каппа». Позже появятся «Распечатанные тайны» (стилизация под японскую средневековую литературу).

Мария, Венедикт и Зоя Матвеевы. Начало 1920-х годов

Начиная с 20-х гг. город напоминал «бурно кипящий творческий котел» (В. Марков). Спасаясь от голода, холода, революции сюда, на Дальний Восток, во Владивосток, бежали писатели, поэты, художники, артисты, аристократы. С приездом футуристов Н. Асеева, Д. Бурлюка, С. Третьякова и др. Венедикт Март вливается в созданное ими литературно-художественное общество «Балаганчик». Его стихи появляются в редактируемом Насимовичем-Чужаком журнале «Творчество». Вскоре Март порвал с футуризмом, написав статью «Футуризм – музейная плесень». Поэт занялся редакторской деятельностью в журналах «Глашатай» и «Великий Океан».

В 19-м, при белогвардейцах, над Матвеевыми нависла угроза, потому что прогрессивное семейство многие годы водило дружбу с революционерами. Пять лет Март с сыном Зангвильдом жил в Харбине (больная жена находилась у родственников в Петербурге). Харбинская жизнь поэта была трудной и бестолковой, со слов брата Николая «что у него было – пропивалось, прокуривалось и расходовалось в ущерб семье». В Харбине Март переиздал свои «Песенцы» под названием «Хай-шин-вей: Песенцы: Китайские этюды: Стихи». В 1923 г. вышел цикл очерков «Желтые рабыни», по сути, этнографическое исследование из китайской жизни. Литературоведы отмечают, что это был плодотворнейший этап его творческой жизни, вместивший в себя Японию, Китай, русский Дальний Восток и европейскую часть литературной России (А. А. Забияко, А. А. Левченко).

В 1923 г. Март вернулся в СССР. Сначала жил в Москве, где-то через год переехал в Ленинград, вступил в местное отделение Союза поэтов, посещал поэтические вечера, сочинял стихи, но ни одного в печати не появилось. В одном из писем 1927 г. Март сообщал брату Николаю, что в Москве печатается «в тысяче и одном журнальчиках», однако стихов больше не пишет, только очерки, реже – рассказы «преимущественно дальневосточного характера». В 20-е гг. в свет вышла приключенческая трилогия «Желтый дьявол» о Гражданской войне на Дальнем Востоке, предположительно, роман (под псевдонимом Никэд Мат) был написан Мартом в соавторстве с Николаем Костаревым.

В середине 1928-го Марта арестовали за то, что «находясь в невменяемом состоянии (в очень пьяном) выразился о ком-то неудобным с точки зрения расовой политики образом, в результате ссоры произошел крупный мордобой. Сидел Венедикт Март в Бутырской тюрьме. После приговора суда был выслан на три года ссылки в Саратов. Тем самым обрек себя в скором будущем на новый арест и гибель» (Е. Витковский). В это время со слов Марта «жена от горя сошла с ума», десятилетний сын беспризорничал, однажды на Сухаревке тщедушного, грязного Зайчика, увидел редактор «Крестьянского журнала» Федор Панфёров, подобрал и отправил к отцу в Саратов. Вскоре мальчика стала опекать многочисленная родня и друзья отца (Лесохины, Матвеевы, Хармсы, Парфеновы, Ювачевы). Саратовские письма Зангвильду чрезвычайно интересны, заботливы и нежны. Март советует своему Зайчику больше читать, посылает карандаши и краски. Он просит брата Николая Бодрого помочь семье, для себя ничего не просит, кроме «дружеской поддержки (писем, братского привета)… не впервой для меня голод, сытные мечты и горячие надежды…». Недостаток денег, боль за оставленного у родственников сына, страдающую от жуткой душевной болезни жену постоянно мучили Марта. Он много работал, колесил по стране корреспондентом (Харьков, Нижний Новгород, Астрахань, Ярославль, Мурманск, румынская и финская границы), писал очерки для советских газет и журналов. За 6 лет жизни в Саратове им написано пять разножанровых книг: «Сборник рассказов» (М.-Л., 1928), «Логово рыжих дьяволов» (М., 1928), «Речные люди. Повесть для детей из быта «Современного Китая» (Л., 1930), «ДЭРЭ – водяная свадьба. Рассказ» (Киев, 1932), «Ударники финансового фронта» (М., 1933).

В 1934 г. на момент последнего ареста Март проживал в Киеве с новой супругой Клавдией Ивановной и сыном-школьником по адресу: ул. Артема, 33, кв. 19. Занимался литературной деятельностью. 12 июня 1937 г. В. Н. Матвеев (Март) был арестован Управлением Госбезопасности Киевского облуправления НКВД УССР. По постановлению НКВД СССР и прокурора СССР 12 октября 1937 г. на основании с. № 54-6 «а» УК УССР приговорен к высшей мере наказания. Приговор приведен в исполнение 16 октября 1937 года. Место захоронения: сведения отсутствуют. Решением Военной прокуратуры Киевского Военного округа от 6 мая 1989 г. реабилитирован на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от 16 января 1989 г. «О дополнительных мерах по восстановлению справедливости в отношении жертв репрессий, имевших место в период 30-х – 40-х и начале 50-х гг.». Во время ареста были изъяты рукописи (одна коробка и два свертка, в том числе и рукопись «Война, война»), чемодан с книгами (количество и наименование в деле не указаны). Изъятые рукописи были уничтожены.

Ничего не зная о судьбе отца, сын Иван еще год носил в тюрьму передачи…

С поэтическим творчеством Венедикта Марта вы можете познакомиться в сборниках :

Поэзия русского футуризма / вступ. ст. В. Н. Альфонсова; сост. и подготовка текста В. Н.Альфонсова и С. Р. Красицкого; справки-портреты и примеч. С. Р. Красицкого. - СПб. : Академ. проект, 1999. - 750 с. : ил.; 7 л. фото. - (Новая библиотека поэта)

Сто лет поэзии Приморья : антология / Н. П. Матвеев, П. И. Гомзяков, В. Март, Г. Н. Матвеев ; сост.: В. М. Тыцких, А. В. Колесов ; сост., авт. предисл. С. Ф. Крившенко. - Владивосток : Уссури, 1998. - 296 с. : ил.

Прозу Венедикта («Распечатанные тайны», «Лапа Мин-дзы», «Долг покойного», «На черной нитке», «Хун Чиэ-фу», «В японском мешке», «Речные люди», «Дэрэ – водяная свадьба») можно прочитать в книге:

Литература русского зарубежья. Восточная ветвь : хрестоматия: в 4 т. / Амурский государственный университет ; ред., сост., авт. предисл. А. А. Забияко, библиограф., сост., ред. Г. В. Эфендиева, подгот. текстов: И. А. Дябкина, К. А. Землянская, Р. В. Поливан, А. А. Юрьева. - Благовещенск : АмГУ, 2013 - . - (в пер.).

Т. 1 : Проза, Ч. 2 : (Л-П). - 427 с.

Обзор подготовлен по материалам, хранящимся в ПКПБ им. А. М. Горького:

Евтушенко, В. П. Древо плодоносящее : биография уникальной литературной династии Матвеевых / В. П. Евтушенко. - Владивосток : Делин, 2004. - 186 с.

Записки Гродековского музея / Хабар. краев. музей им. Н. И. Гродекова; [редкол.: Н.И.Рубан (гл. ред.) и др.]. - Хабаровск : Хабар. краев. музей им. Н. И. Гродекова, 2013 - . Вып. 29. - 187 с., [2] л. ил. - Библиогр. в конце ст.

Золотой рог : лит.- худож. сборник / [ред.-сост. И. Абоносимова; худож. В. Скоробогатов]. - Владивосток : Дальневост. кн. изд-во, 1976. - 240 с., [4] л. ил. : ил. - Список лит. в примеч.: с. 221-222.

Кириллова, Е. О. Дальневосточная гавань русского футуризма / Е. О. Кириллова; Дальневост. федер. ун-т. - Владивосток : Изд-во Дальневост. федер. ун-та, 2011 - . Кн.1 : Модернистские течения в литературе Дальнего Востока России 1917-1922 гг. (поэтические имена, идейно-художественные искания): монография. - 632,[2] с. : ил. - Библиогр. в примеч.: с. 447-549.

Матвеевы. Две даты. Две жизни. Два мира : материалы III Матвеевских научных чтений / Приморская краевая публичная библиотека им. А. М. Горького ; под общей ред. А. Г. Брюханова. - Владивосток : Валентин, 2019. - 314, [12] с. : ил.

Фонд Татьяны Зотиковны Матвеевой (Ф2-МТ 19).

Периодика:

Давитадзе, Н. В. Футуризм на Дальнем Востоке : [в т.ч. во Владивостоке; подробно исследуется творчество поэтов-футуристов С. М. Третьякова, Н. Н. Асеева, Н. Ф. Насимовича, В. Н. Матвеева (Марта)] / Н. В. Давитадзе // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. - 2009. - N 4. - С. 82-87. - Библиогр.: с. 87 (16 назв.).

Забияко, А. А. Художественная этнография Венедикта Марта: дальневосточный период / А. А. Забияко, А. А. Левченко // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. - 2014. - N 4.- С. 150-165.- Библиогр.: с. 161-163 (55 назв.).

Катеринич, В. Футуристы на Дальнем Востоке : взгляд из начала XXI века: [В. Хлебников, Н. Насимович-Чужак, Д. Бурлюк, С. Третьяков, Н. Асеев, В. Март] / В. Катеринич // Словесница искусств. - 2014. - N 1.- С. 30-39: фот.

Львов, К. Поэт с календарной фамилией : о литературном наследии Венедикта Марта / К. Львов, А. Устинов // Знамя. - 2020. - N 9. - С. 183-193.

Устинов, А. "Поэт Сентябрь" или Подступы к Венедикту Марту / А. Устинов // Звезда. - 2020. - N 9. - С. 197-218.

 Марина Андреева, 
библиограф отдела краеведческой литературы.