Читатели сайта уже знают, что наши фонды пополнились книгами, переданными из закрывшейся краевой научной медицинской библиотеки. Это учебники, научные труды, подшивки медицинских журналов, газет. Среди этого, ценного во всех смыслах собрания, привлекли особое внимание издания, принадлежащие доктору медицины, городовому врачу Владивостока Павлу Станиславовичу Тенчинскому. Определить их можно по экслибрисам, выполненных в различной технике, что говорит о книголюбии владельца, дарственным надписям.
Еще недавно сведения о Тенчинском были скудны и зижделись на домыслах переплетенных с красивыми легендами. Особенно одна — о его страсти к неведомой балерине, для которой он построил в своем особняке на Суйфунской небольшой зрительный зал со сценой.
Но, как известно, правда в более скромных одеждах. Родом Павел Тенчинский из небогатых курляндских дворян. В возрасте 32 лет окончил Императорскую Военно-медицинскую академию и был в 1882 г. зачислен врачом в лейб-гвардии Измайловский пехотный полк. Служил на Кавказе. И здесь он увлекся этнографией горцев, антропологией и стал изучать возможность местных целебных источников для лечения различных заболеваний.
В 1891 г. он издал в Петербурге «Бальнеологические очерки», которые посвятил Его Императорскому Высочеству Великому Князю Константину Константиновичу, Президенту Академии наук. Книга иллюстрирована фотографиями минеральных источников, зданий бальнеологических лечебниц. Их автор П. Тенчинский. Он увлекался фотографией и в библиотеке Мраморного дворца Петербурга в фонде фотографий Великого князя генерал-адмирала Константина Романова хранятся альбом со снимками доктора, а также переданная им этнографическая коллекция из 9 предметов. А «Горьковка» теперь располагает уникальным экземпляром «Очерков» Тенсчинского.
Отслужив на Кавказе 10 лет, Тенчинский подал прошение о переводе в Приморскую область. Дальний Восток привлек его внимание возможностью продолжить этнографические исследования, познакомиться с жизнью коренных народностей. Во Владивостоке он стал служить в воинском лазарете и городской лечебнице. Кстати, благодаря его увлечению фотографией, мы можем увидеть, что из себя представляла лечебница расположенная на Нагорной (Суйфунской) площади в конце 19 века.
Кроме исполнения своих прямых врачебных обязанностей, Павел Тенчинский стал собирать материалы о физическом воспитании детей у гольдов, манчжуров, корейцев. Для этой цели, когда у него подошел положенный отпуск, он в 1895 устроился в экспедицию инженера путей сообщения Свиягина, проводящей изыскания Манчжурской (КВЖД) железной дороги.
Став в 1897 году городовым врачем, П.Тенчинский совместно с Управой занялся строительством новых корпусов больницы. В это же время у него возникла необходимость иметь собственный дом, где можно было бы оборудовать лабораторию, разместить свою библиотеку. Он приобрел участок земли на Суйфунской улице и построил одноэтажный деревянный дом с двумя входами, а через некоторое время рядом с ним двухэтажный особняк из кирпича, о котором впоследствии сложили легенды.
Этот дом позволил ему проводить различные исследования, занятия курсов медицинских сестер. Стоит сказать, что занимаясь этнографией и антропологией Павел Станиславович познакомился и установил переписку с известными исследователями: Б. Пилсудским, В. Тюшевым, Н. Кириловым, П. Шмидтом, С. Браиловским… Он посылал сообщения и предметы быта малых народностей в отделения Географического общества Петербурга, Сибири.
В 1907 году П. С. Тенчинский, надворный советник, старший врач Владивостокской городской больницы «по необъяснимым причинам оставляет службу, продает свой комфортный особняк» и уезжает в Сучанскую волость, а затем в небольшое поселение Вознесенское на Амуре. Книги из своей библиотеки дарит коллегам, библиотеке Общества врачей Южно-Уссурийского края. Уже в наше время этот непонятный поступок породил несколько версий — от несчастной любви, до служебно-финансовой.
А все объясняется просто. Пятнадцать лет службы в Приморской области — три Амурских пятилетки — позволили получить хорошую пенсию, выплату за беспорочную службу; да и частная практика способствовали накоплению денег для любимых исследований. В стойбищах Сучана, на Амуре П. Тенчинский описывал физические типы тазов, гольдов, нанайцев, изучал их медицинские традиции, наблюдал развитие детей, проводил антропологические измерения. Он составил словники (словари) этих народностей.
В 1910 году врач покидает Дальний Восток и поселяется в Петербурге, где жили его родственники. Приводит в порядок собранный материал, оформленные документы передает в академические учреждения, музеи.
Так продолжалось недолго. 8 августа 1912 г. Тенчинский умирает. Его похоронили на Северном (Успенском) кладбище. На его могиле установлено гранитное надгробие: Старший врач Владивостокской городской больницы Павел Станиславович Тенчинский.
Более подробно о докторе П. С. Тенчинском оставившем о себе добрую память, исследователе малых народностей Дальнего Востока, об интересной судьбе его «замка» можно будет узнать во время проведения традиционных Дней Открытых Дверей нашей библиотеки, в середине апреля.
Георгий Георгиевич Климов