16 мая исполняется 85 лет со дня рождения Галины Яковлевны Островской, театрального критика, заслуженного работника культуры РФ.
Отмечая на страницах "Календаря дат и событий Приморского края" юбилейную дату Г.Я. Островской, составители приняли решение предоставить слово тем, о ком писала юбиляр: людям театра.
Народный артист РФ, художественный руководитель Приморского академического театра драмы им. А.М. Горького Е.С. Звеняцкий откликнулся следующими строчками: «Хочу переадресовать Галине Яковлевне те теплые слова о театре, которые она посвятила мне». Вот эта цитата: «Есть Звеняцкий с его преданностью театру, любовью и даже какой – то трогательной жалостью к актеру, его врожденной музыкальностью, нежным и преданным отношением к друзьям, с его мягким юмором и, подчас детской обидчивостью, железной волей и едва уловимой незащищенностью, с его безусловным режиссерским талантом».
О театре Звеняцкого критиком Островской написано много. Ее книга «На сцене и за кулисами», вышедшая в 2001 г., представляет театральный Владивосток разных лет. Но главный упор в ней делается на театр последнего десятилетия минувшего века. Оно предстает творчески ярким, насыщенном театральными открытиями, щедрым на актерские удачи и режиссерские эксперименты. Отображенное в книге творческих портретов, рецензий и публикаций (такова структура этой книги, ее типология) время приморского театра персонифицируется в образах его ведущих артистов и режиссеров. Тех, кто определяет сегодняшнее лицо приморского театра.
Среди них – и два других автора данной статьи. Это – художественный руководитель Драматического театра ТОФ С. Мальцев и заслуженный деятель искусств РФ, главный режиссер Приморского театра кукол В. Бусаренко. Вот их слово о юбиляре.
Крестная мать театра ТОФ
Галина Яковлевна Островская – особый человек для Драматического театра Тихоокеанского флота. По сути – она его крестная мама. Когда в 1995 г. театр был возвращен на свою «историческую родину» во Владивосток из поселка Заветы Ильича (Советская Гавань), где он находился в «вынужденной ссылке» ровно 40 лет, Галина Яковлевна была одной из первых, кто заинтересовался его дальнейшей судьбой, и протянула ему свою дружескую руку. Этот жест, как оказалось потом, был напрямую связан с ее биографией, о чем я позднее узнал.
Для большинства знающих Островскую – она известный журналист, профессор, преподаватель Академии искусств и ДВФУ, высокопрофессиональный театральный критик и т.д., но мало кому известно, что она, прежде всего, «дитя кулис»! Её отец Яков Ильич Вайсберг, режиссер и мама Лидия Петровна Булатова, актриса познакомились в Красноярском театре. Галочка родилась, практически, в театре и до совершеннолетия объездила с родителями десяток городов Советского Союза – Иркутск, Севастополь, Кировоград, Котлас, Новосибирск – вот география первых лет её жизни. Последним «храмом Мельпомены» в их творческой судьбе стал Драматический театр ТОФ, находившийся с 1932 г. в городе-крепости Владивостоке. Булатова и Вайсберг прибыли на Дальний Восток осенью 1953 г. по приглашению нового главного режиссера Евгения Сахарова (большого друга семьи).
Галина только что окончила десятый класс школы и, естественно, хотела «идти в актрисы», но отец категорически сказал: – «Нет!», и филологический факультет учительского института предшественника ДВГУ, стал для нее на много лет родным домом.
Позже, будучи радио- и тележурналистом, ведущей программ, Галина Яковлевна, безусловно, с блеском реализовала свои актерско-режиссерские гены, а её бескорыстная любовь к театральному искусству сохранила её как восторженного зрителя и строгого, авторитетного рецензента-Пимена приморских театров последние 60 лет! Одна из первых её курсовых работ была рецензия на спектакль любимого дяди Жени Сахарова в театре ТОФ «Женитьба Фигаро». Эту постановку Галина Яковлевна «не приняла и подвергла жесткому критическому разбору» – это был 1954 год! Здесь нужно отдать должное деликатности, мягкому юмору, профессиональной объективности, с которыми Островская неразлучна в разборе премьерных спектаклей. Зная, как труден хлеб деятелей театра изнутри, она всегда старается, несмотря на природный темперамент, даже «бить» любя.
Любовь к людям театра и память о жизни родителей сделали её крестной мамой вернувшегося во Владивосток театра Тихоокеанского флота. Это она посоветовала главному режиссеру Валентину Свиридову обратить внимание в Академии искусств на курс А.И. Запорожца как на уже готовый театральный коллектив (в 1995 г., вернувшись в главную базу ТОФ, театр не имел ни одного артиста). И мудрый совет Галины Яковлевны сохранил наш театр все первые годы его становления от неизбежных междоусобиц, связанных с различием профессиональных школ и человеческих несовпадений.
Я, имеющий честь служить в театре ТОФ последние 20 лет, могу засвидетельствовать, что всё это время мы находили в лице Галины Яковлевны материнскую заботу о нашем 80-летнем и вечно молодом Детище. Когда осенью 2013 г. мы обдумывали программу юбилея театра, у меня вопроса не возникло, как завершить юбилейный спектакль-концерт.
Страницы непростой истории Драматического театра ТОФ закончились «историей любви». История любви Якова Вайсберга и Лидии Булатовой друг к другу, история их любви к Театру (в театре они прослужили 10 лет, отважно переехав с ним в 1955 г. в Советскую Гавань, где Булатова получила звание заслуженной артистки РСФСР) и продолжение их большой Любви, в вечной влюбленности в театральное искусство их дочери. Галина Яковлевна, находившаяся в этот вечер в зале рядом со своим сыном, известным журналистом Андреем Островским, не скрывала слез радости и благодарности театру Флота. Это был и для нас один из самых острых моментов ощущения счастья!
С. Мальцев, режиссер
Галина Яковлевна Островская – человек, чрезвычайно популярный и любимый в театральных кругах Дальневосточного региона. Маститый критик, поместивший за более, чем 60 лет, сотни публикаций в центральных и региональных изданиях, театровед, выпустивший несколько интересных книг по театральному искусству, преподаватель, воспитавший поколения актеров, режиссеров и журналистов, член жюри разнообразных творческих конкурсов, общественный деятель… Но главный её талант, на мой взгляд, заключается в том, что она – человек, без остатка преданный Театру и идеальный Зритель. Тысячи спектаклей, которые она просмотрела и оценила, нисколько не утомили её, не притупили её живой интерес к сцене, всегда связанный с надеждой на встречу с чудом искусства. Опыт и авторитет не превратили её в снисходительного и высокомерного критика-всезнайку. Она умеет искренне радоваться чужому успеху и сопереживать неудаче. Любая актерская и режиссерская находка, пусть даже и в несовершенном сценическом создании, не укрывается от её внимания и поддержки. И она не относится к числу оценщиков-«прокуроров», безжалостно и не без удовольствия «размазывающих» непонравившуюся постановку и заставляющих трепетать и без того напряженные душевные струны её создателей…
Такт и деликатность никогда не изменяют ей. По опыту знаю, что отсутствие реакции Галины Яковлевны на просмотренный спектакль – оценка со знаком «минус». И уже это заставляет его создателей задуматься – в чем же их ошибка?
Её обожают студенты-театралы, которых она учит мыслить и заряжает своим темпераментом и энтузиазмом. К ней прислушиваются режиссеры. Её мнения с волнением ждут актеры, для которых появление Островской в зрительном зале – всегда событие.
Театральные гены она унаследовала от мамы-актрисы и отца-режиссера. Оптимизм и юмор, мудрость и обаяние – её неотъемлемые характеристики. Она – истинный Человек Театра!
В. Бусаренко, заслуженный деятель искусств РФ, режиссер
Статья была подготовлена для «Календаря дат и событий Приморского края на 2017 год».