80-летнюю годовщину начала Великой Отечественной войны Приморская краевая публичная библиотека им. А. М. Горького отметит общественным просмотром видеофильма «Мы должны в любые бури парусом владеть».
Фильм создан на производственной базе библиотеки АРТ-ВИДЕО #ГОРЬКОВКА и рассказывает о самоотверженном труде творческой интеллигенции Приморского края в 1941-1945 гг.
У видеопроекта «Мы должны в любые бури парусом владеть» могло быть другое название. Не это, повторяющее известную строчку поэта-фронтовика Георгия Корешова и призванное символизировать человеческие стойкость и мужество, а, скажем, менее развернутое, но более метафоричное, образное. Ну, скажем, «Золотые насечки».
Так называется одна из самых известных книг писателя, участника огненных рейсов, ветерана Ленд-Лиза Василия Кучерявенко. «Золотые насечки», нанесенные на ее титул – это не что иное, как зарубки. Зарубки памяти. Рубцы. Испытанное и пережитое. И Георгий Корешов, и Василий Кучерявенко – персонажи историко-публицистического видеофильма, рассказывающего о мастерах приморской культуры и их вкладе в дело Победы советского народа в Великой Отечественной войне.
Видеофильм «Мы должны в любые бури парусом владеть» – историческая хроника того, как создавались произведения изобразительного искусства, писались стихи, издавались книги, как поддерживался ими дух вставшего на оборонную вахту тыла и боеспособность нашей Армии и Тихоокеанского флота. Рассказ ведется с помощью архивных материалов, фотографий, аудиозаписей и кинокадров.
Содержание видеофильма, обращенного в 1941-1945 гг., легким не будет. Приморский край. До передовой порядка семи тысяч верст. Но фронт может в любую минуту открыться здесь. У тихоокеанских берегов. Очевидный противник держит руку на спусковом крючке. Моряки сухогруза «Перекоп», обстрелянного с воздуха и затонувшего у берегов острова Большая Натуна, еще не стали героями документальной повести Василия Кучерявенко «Перекоп» ушел на юг», но гибель торгового судна – уже стала вопиющим фактом ведущейся необъявленной войны.
Писатель Кучерявенко собирал материал о драматическом рейсе «Перекопа», неся службу помполита на судах ДВМП. А его более молодые коллеги – поэты Георгий Корешов, Вячеслав Афанасьев, Александр Артемов - на передовой советского фронта. Дошедшее до нас – это то, что уцелело. То, что вместе с жизнями этих троих не унесла война. Какими они были, эти молодые? Разумеется, они рассказали о себе в своих стихах. Ну, а визуальный образ? От Корешова остались два-три снимка. От Артемова – один. Какой видеофильм можно снять, располагая одним фотодокументом? И что может поведать о человеке один, плохо сохранившийся снимок? Как превратить его в кинокадр? Как преодолеть его статику? Всмотреться. Добраться до психологии. Раскрыть ее?
Только одним способом. Поиском художественной выразительности. Превращением фотографии в полноценный кадр. Так войдет в историческое повествование биография Георгия Корешова. Или Вячеслава Афанасьева. И тот, и другой оживут в воспоминаниях знавших их людей. В случае с Корешовым – будет его командир, полковник запаса Федор Михайлович Мочалов, а о Вячеславе Афанасьеве вспомнит журналистка, автор многих книг о приморском селе Аглая Михайловна Чернеева, рассказчица редкая! Слушая ее, думаешь, какие возможности демонстрирует старая аудиозапись! Какие эмоции хранит!
Звук накладывается на изображение. И совершается непостижимое – фотография оживает. Меняется выражение глаз, другим делается лицо. Становится виден характер. То же самое происходит и с «фотообликом» Георгия Георгиевича Халилецкого, о котором рассказывает в проекте редактор «Боевой вахты» Андрей Иванович Демьянчук
А история заслуженной артистки РСФСР Нины Николаевны Петропавловской, окончившей киношколу при Мосфильме, партнерши Михаила Жарова и Игоря Ильинского в «Волге-Волге»? Со своими звездными товарищами – Михаилом Глузским, Вэйландом Роддом, Валентиной Телегиной они сформировали фронтовую бригаду и выехали на Северный фронт. Там, на фронте Нина Николаевна встретит свою единственную любовь и отбудет с ней на Тихоокеанский флот, к месту дальнейшего прохождения службы своего героического супруга. Нина Петропавловская станет артисткой Приморского Театра юного зрителя. Артисткой «с биографией», главными страницами которой навсегда останутся – Северо-Западный фронт, актерские выступления в частях и на передовой.
Видеофильм «Мы должны в любые бури парусом владеть» – не первое обращение – ПКПБ им. А. М. Горького к большой исторической теме. Не первая попытка раскрыть ее новыми мультимедийными средствами, когда фотография из личного архива, письмо, удостоверение личности, что -то снятое для себя на камеру, становятся подлинным документом истории. Разумеется, в тех пределах и в тех возможностях, какими располагает данный документ.
Создатели видеофильма (назову фамилию моего помощника – Андрея Айхерта) приносят свою благодарность сотрудникам Государственного архива Приморского края и лично Юлии Павловне Щуковской.
Особая признательность – Лидии Евгеньевне Фетисовой, кандидату филологических наук (Институт истории, археологии и этнографии народов ДВ ДВО РАН), взявшей на себя труд комментатора, истолкователя тяжелейших для нашей истории лет и творческого труда их выразительницы – художественной интеллигенции Приморья, «мобилизованной и призванной». Время и люди рассмотрены ученым в новом ракурсе и потому снова волнуют, наполняя уже известное широтой ассоциативных связей, философией и теплотой человеческого сердца.
Александр Брюханов