Несмотря на то, что подлинность дневника Анны Франк продолжает оставаться под сомнением (в 1956-1958 гг. в Европе много шума наделал судебный процесс по иску настоящего автора дневника- известного писателя и журналиста Мейера Левина к отцу Анны Отто Франку за признанием за ним авторских прав) книга продолжает оставаться сильным литературным документом, обличающим нацизм.
Драматург Ася Волошина написала пьесу о еврейской девочке, воспользовавшись ее дневником, ставшим международным бестселлером, лишив свой сценический опыт полагавшейся дневниковому жанру документальности. Ее пьеса – не документ. Ее пьеса – чистой воды литература. Но она о том же, о чем записки погибшей в лагере Аушвиц девочки – о том, как сохранить в себе человеческое в условиях тотально, предельно нечеловеческих.
Волошина в отличие от многих своих литературных сверстников, стала писать для театра после питерской драматургической магистратуры. А ее товарищи по поколению (Иван Вырыпаев, Василий Сигарев, братья Пресняковы) пришли в профессию из «полу-маргинальной реальности». Они изменили театр не в лучшую сторону. Волошина же предпочла другой путь. Она избрала литературный сюжет. Одна из первых ее пьес называлась «Антигона: редукция». Теперь вот «Анна Франк». И там, и тут, по ее выражению герои «распахнуты, вывернуты наружу и обнародованы тотально». Для нее и античная Антигона, и Анна Франк, девушка из времени Холокоста – это прежде всего художественный мир.
А как с этим миром обращается Молодежный театр-студия «Добрые люди» из Биробиджана, мы сможем понять 03.09 на открытой читке пьесы, которая состоится в ПКПБ им. А. М. Горького.
Театр-студия – официальный участник культурной программы Восточного экономического форума – 2021. Он обладатель нескольких весомых премий: Международного фестиваля – конкурса детского и юношеского творчества «Маска» (г. Москва) и Гран-При Международного фестиваля – конкурса «Pearls Europe» (г. Прага, Чехия).
Во Владивостоке будет сыгран и спектакль, как он поставлен в Биробиджане, и его чтецкая версия. Спектакль покажут на профессиональной сцене, а в библиотеке состоится открытая читка текста. Что подействует сильнее? Игра или читка?
Нам думается, предложенное Ириной Шайтановой (режиссер спектакля) глубокое и вдумчивое прочтение пьесы способно воздействовать с не меньшей силой, чем игра на сцене актеров-любителей.