Анатолий Ештокин и звездные часы его жизни

Дата 11 декабря 2021 г.

11 декабря исполнилось бы 75 лет со дня рождения Анатолия Андреевича Ештокина, фотохудожника, журналиста, автора более тридцати фотокниг о Дальнем Востоке.

О Толе Ештокине всегда вспоминаю с добрым чувством. Познакомился с ним февральским днем более полувека назад в редакции «Тихоокеанского комсомольца». Он принес к празднику Дня Советской армии и Военно-Морского флота традиционный набор снимков о боевой учебе моряков-тихоокеанцев, переданных в молодежку зубрами фоторепортажа газеты «Боевая вахта». Пока я проверял на всех ли есть штамп военного цензора, старший матрос Ештокин как-то робко спросил: «Можно я свои снимки покажу?», и улыбнулся.

На его фотографиях такие же артиллеристы, акустики, механики, штурманы, летчики... Но не в привычной позе, ставшей фотошаблоном для той или иной военной специальности. Толя Ештокин сумел запечатлеть эмоциональные, живые моменты службы тихоокеанцев. Тогда же он рассказал, что служит в «учебке» отряда подводников, но недавно прикомандирован к флотской газете.

Детство его проходило в большом прибайкальском селе Баргузин. В те годы каждый школьник кроме учебы должен был заниматься каким-нибудь делом. И Толя записался в фотокружок Дома пионеров. Его он выбрал потому, что руководителем был учитель школы Виктор Андреевич Медведев. На всю жизнь Анатолий Андреевич Ештокин сохранил память об этом замечательном человеке, фронтовике, который увлек его магией фотографии, определил творческую судьбу.

Когда Толя самостоятельно сделал в кружке первую фотографию и принес ее домой, началось упрашивание мамы купить фотоаппарат «Смена». Самый дешевый - 13 рублей. Материнское сердце видимо подсказало, что это не блажь сына и она подарила ему фотокамеру «Смена». Со «Сменой» парнишка почти не расставался. Поздними вечерами кухня в доме Ештокиных превращалась в фотолабораторию. Вместо увеличителя (их в продаже не было) Анатолий использовал диапроектор, ванночками служили суповые тарелки.

Когда Ештокин закончил школу, в районной газете «Баргузинская правда» (он туда изредка приносил снимки) ему предложили попробовать себя в должности фотокорреспондента. Лаборатория, аппараты ФЭД, Зенит, и вдобавок к ним мотоцикл с коляской «Урал», – стали хозяйством 18-летнего журналиста-районщика. Толя рассказывал, как целыми днями мотался по степным селам и стойбищам бурятов, стал у них своим человеком. «Только подъеду к юрте, выходят и сразу «Хвон сяу хуш» - Садись пить чай, – вспоминал Толя, – Пока не выпьешь две-три чашки, не расскажешь какие новости в селе – никакой съемки. Очень гостеприимные, со своими традициями люди».

Действительную службу Ештокин будет проходить в отряде подводников Тихоокеанского флота в бухте Улисс - учиться на акустика. Узнав, что матрос делает хорошие снимки, его стали привлекать к изготовлению фотостендов, альбомов, выставок. А затем счастливый случай (снимки Ештокина увидели журналисты «Боевой вахты», познакомились с ним) помог вновь заняться любимым делом. Спустя три месяца после призыва Анатолия прикомандировали к редакции популярной на Дальнем Востоке флотской газеты. В ее коллектив он вошел накануне 1968 года, и за четыре года службы в «Боевой вахте» Анатолий Ештокин побывал почти во всех гарнизонах, базах Тихоокеанского флота от Камчатки до Посьета, запечатлел на пленку эпизоды масштабного военного учения «Океан». Его снимки печатались и в газетах, выходящих во Владивостоке.

Перед демобилизацией Толю, уже главстаршину, я привел в редакцию краевой газеты «Красное знамя». Меня тогда назначили литсотрудником с условием, что найду себе замену. Ответственный секретарь Петр Игнатьевич Баранов встретил кандидата приветливо. А коллеги из «Боевой вахты» дали блестящие рекомендации. Творческая атмосфера, царившая в то время в редакции, позволила Ештокину расширить кругозор, повысить мастерство. В это время судьба свела его с В.П. Ломакиным, первым секретарем Приморского крайкома КПСС. Виктору Павловичу товарищи подарили на день рождения японский фотоаппарат. Как заряжать камеру, выставлять выдержку, где проявлять пленку, – этими вопросами-проблемами Ломакин поделился с редактором «Красного знамени» В.Г. Чухланцевым. Владимир Григорьевич порекомендовал Ештокина. Толя никогда не распространялся в разговорах о своих отношениях с руководителем края, не пользовался какими-либо привилегиями. Но Ломакин следил за публикациями Ештокина. И когда московское Агентство Печати «Новости» (АПН) подыскивало кандидатуру фотокорреспондента по Приморскому краю, бюро крайкома партии рекомендовало Анатолия Андреевича Ештокина.

Звездным часом для Ештокина стала осень 1973 года, встреча Генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Ильича Брежнева с президентом США Джеральдом Фордом. Заранее на заседании бюро крайкома партии решался вопрос, кто из приморских фотокоров будет снимать это знаменательное событие. Редактор «Красного знамени» В.Г. Чухланцев предложил Ештокина. Работая в АПН, Толя продолжал сотрудничать с краснознаменцами, не раз выручал газету. И Анатолий оправдал доверие. Двое суток он почти не спал, ожидая высоких гостей на аэродромах Воздвиженки и Владивостока. На 2-3 часа появлялся в Доме печати, чтобы проявить пленки, сделать отпечатки и снова в Дом переговоров, на Санаторную. Здесь лидеры двух мировых держав обсуждали важнейшую проблему судеб человечества – ограничение стратегических вооружений.

Фотографии Анатолия Ештокина с этого исторического события публиковались в разных изданиях, экспонировались на выставках. За творческое, добросовестное выполнение ответственного задания он был награжден Грамотой ЦК КПСС.

Работа в АПН, публикации фотоочерков в журналах подтолкнули Толю к мысли заняться созданием фотоальбомов, стать «свободным художником». Первое предложение поступило от руководства Еврейской автономной области. Три года ушло, чтобы отснять все значительные предприятия и совхозы, известных людей, запечатлеть природу в разное время года. Книга с цветными иллюстрациями «Еврейская автономная область» вышла в свет в 1980 году на трех языках: идиш, английский, русский. Дебют оказался удачным – фотоальбом привлек внимание руководителей Дальнего Востока. Несмотря на последовавший бурный период в жизни страны, Анатолий Ештокин выпустил тридцать фотокниг о Дальневосточных регионах, родном Забайкалье. Таким количеством изданий может похвастаться не всякий фотограф. Последней работой стал альбом, посвященный 150-летию столицы Приморья «Владивосток. Время перемен».

Не все успешно складывалось в последние годы у мастера фотографии. Заказчики отказывались от договоров, не полностью возмещали расходы, часто сменяемые мэры Владивостока по частям отбирали помещения фотостудии, выделенной Ештокину городскими властями, как признанному фотохудожнику. Толя готовился отметить свое 70-летие и 50 лет работы большой выставкой. У него образовался уникальный, богатейший архив фотоснимков, самый ранний относится к 1964 году. Эта полувековая фотолетопись свидетельствует о значительных переменах, происшедших на Дальнем Востоке, хранит память о людях, способствующих своим трудом процветанию дальневосточной земли. К сожалению, Ештокин не дожил до юбилея. Не выдержало сердце. Но выставка о талантливом журналисте, мастере фотографии, художнике все-таки экспонировалась в краевом музее им. В.К. Арсеньева. Организаторами стали сын Алексей и сотрудники музея, в который передал часть своих фотоснимков Анатолий Андреевич Ештокин.

Георгий Климов,
журналист