Огонь разгорающийся

Анонс 28 марта 2022 г.

Судя потому, как все происходит, фадеевский «Разгром» вернется к читателям не скоро. Дискуссия о том, все ли написанное писателем равноценно и достойно быть переизданным, сегодня обретает новую остроту. Минувший год был годом юбилея А.А. Фадеева. Нового издания книг по всей видимости не будет, хотя во Владивостоке увидел свет фадеевский «Разлив» – первое, во многом несовершенное произведение писателя.

Повесть вышла в серии «Литературные памятники Приморья». И это была нехилая попытка издателей вернуть Александра Фадеева в литературный канон отечественной литературы. Фадеевская Малая родина не собирается отказываться от своего, закрепившегося на высоких позициях жизни сына. Подготовленный Приморской краевой публичной библиотекой им. А.М. Горького и вышедший в издательстве «Русский остров» «Разлив» – не просто переиздание. Это исследование жизни и творческой биографии писателя, наша живая память о нем.

В настоящее время библиотека работает над сборником «Александр Фадеев. Последний из времени вождей и героев» по материалам состоявшихся в декабре 2021 года научных чтений «Александр Фадеев в меняющемся мире». Своеобразным дополнением к готовящему изданию можно рассматривать и новый видеопроект «Огонь разгорающийся».

«Огонь разгорающийся» – видео – изложение сценической истории культового романа писателя «Разгром». Она обширна эта история. «Разгром» в советском театре ставился отнюдь не из идеологических соображений. В его тексте вы не найдете ни одной конъюнктурной строки. В фадеевской книге – вся Революция. Ее высоты и ее сокрушительные падения. «Разгром» – роман о силе жизни. Она сконцентрирована у него в идее и характерах исповедующих эту идею людей.

Художественные качества романа обеспечили успех двух, созданных по его тексту самых знаменитых спектаклей 1970 -х гг. прошлого века. Спектакля Московского академического театра им. Маяковского (1969 г. Режиссер Марк Захаров) с сильнейшей актерской работой Армена Джигарханяна в роли Левинсона и постановки 1976 года, осуществленной Приморским академическим театром им. М. Горького (режиссер Ефим Табачников. В роли Левинсона – народный артист РФ, лауреат премии им. Станиславского Анатолий Бугреев).

Привлекая эксклюзивные материалы (приморский спектакль в свое время был записан на пленку, а фрагментами записей московского спектакля с нами поделился театр им. Маяковского), аудиозаписи и фотографии из музейной коллекции театра Восточного военного округа (г. Уссурийск) авторы видео – проекта Александр Брюханов и Андрей Айхерт дают свое истолкование этих выдающихся работ отечественного театра и их сегодняшнее восприятие во времени. Их современное звучание и такой востребованный сегодня лейтмотив.