– На свете жить все-таки недурно, - подумал Иван Ильич и в ту же минуту увидел Дашу. Она медленно шла, в синем весеннем пальто, с краю тротуара и махала левой рукой со сверточком: на синей ее шапочке покачивались белые ромашки; лицо было задумчивое и грустное…»
Вот так, прямо со страниц романа Алексея Толстого «Хождение по мукам» вошла в кинематограф исполнительница роли Даши Нина Веселовская. Это будет первая экранизация романа Толстого. Первая. На наш взгляд до сих пор не превзойденная ни попыткой снять 13-ти серийный сериал в 1974-1977 гг. Ни ее повторением в 2017 году. И сериал Василия Ордынского, и сериал Константина Худякова оказались совершенно беспомощны в своем стремлении охватить толстовский эпос. Три серии Григория Рошаля вместили в себя гораздо больше, чем протяженные в метраже последующие обращения к роману.
Рошаль снял классическую экранизацию. Она классичная, потому что передавала дух времени, которое брался описывать Алексей Толстой. Все достоинства, и все недостатки этого романа (идеологического порядка, разумеется) режиссер Григорий Львович Рошаль воплотил с таким мастерством, на какое было способно то великое советское кино. Разумеется, дух толстовского романа должен был быть передан прежде всего артистами. А они в экранизации – удивительные. Сочетание породы и психологической глубины. Исполнителей – Руфина Нифонтова, Нина Веселовская. Вадим Медведев и Николай Гриценко словно бы благословил сам Алексей Николаевич.
Нина Веселовская – самая юная, самая неопытная из них. Студентка Школы – студии МХАТ, которую разбирали на комсомольском собрании за то, что она, пропуская лекции и занятия по мастерству, дни и ночи пропадала на съемках. «Как я могла отказаться? «Да и кто бы на моем месте отказался?» – потом говорила актриса. Она была подлинной толстовской Дашей – пылкой, бескомпромиссной, любящей и любимой. Во второй экранизации Дашей будет Ирина Алферова. Неплохой вариант, но сама экранизация уж слишком далека от толстовской книги.
Мы знаем не так много работ Нины Веселовской в кино, она- актриса драматическая. Все лучшие свои роли, в том числе и Елену Тальберг в «Днях Турбиных» она сыграла в театре им. Станиславского. Там ее партнером был Евгений Урбанский. Булгаковская Елена и Толстовская Дашенька – ее два несомненных достижения.
Нина Валентиновна Веселовская ушла из жизни 6 марта, не дожив дня до своего 84-летия. «Даша точно вышла из этой синевы и света и прошла, пропала в толпе. Иван Ильич долго смотрел в ту сторону…»
Совсем как в жизни этой красивой русской актрисы, олицетворяющей собой весь Серебряный век – из синевы и света пришла, чтобы уйти и раствориться там же – в синеве и свете…
Клуб любителей эксклюзивного кино в память об актрисе показывает 31 марта в 18:00 первую серию кинотрилогии «Хождение по мукам». Фильм первый «Сестры». Мосфильм. 1957 год. Режиссер Григорий Рошаль.