В минувшем мае исполнилось 75 лет Ольге Георгиевне Дилакторской (1947-2020 гг.) доктору филологических наук, профессору Дальневосточного федерального университета. Она автор двухсот статей, семи книг и монографий. Научные труды Ольги Георгиевны были посвящены феномену петербургской повести в литературе XIX века. Провозглашая «петербургскую повесть» отдельным жанром в творчестве А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя и Ф. М. Достоевского, исследователь вела свой поиск в не то, чтобы неизученном, а, практически, неизведанном поле научных открытий.
Занявшись в 80-е годы творчеством Гоголя, она обратилась к его способам создания фантастического Петербурга. В 1983 году находки Ольги Георгиевны были отражены в диссертации на соискание степени кандидата филологических наук, которую она защитила в Ленинградском государственном университете имени А. Жданова. Спустя три года, в 1986, была издана монография «Фантастическое в "Петербургских повестях" Н. В. Гоголя». В ней Дилакторская убедительно изложила особую позицию автора «Шинели», его метод познания. «Для Гоголя фантастична сама возможность новизны во взгляде, ломающем традиционную, патриархальную привычку видения», – утверждала исследовательница. – Фантастика и быт стали неотъемлемой частью концепции писателя в изображении Петербурга и его обитателей». У этой монографии оказалось много читателей и сторонников новаторской литературоведческой концепции молодого ученого-филолога. Причем, не только в филологической среде. Книга обрела себя в мире книжной культуры не только дальневосточного региона, но и в тогдашнем всесоюзном пространстве.
В это время Ольга Георгиевна уже преподавала русскую литературу филологам и журналистам Дальневосточного государственного университета – многие бывшие студенты и сейчас с восторгом и благодарностью вспоминают ее занятия. Имея представление об особенностях изображения Петербурга в повестях Н. В. Гоголя и А. С. Пушкина, работая с широким пластом русской классической литературы, Ольга Георгиевна не могла не обнаружить сходные черты в творчестве еще одного великого русского писателя – Ф. М. Достоевского. Да и не случайно о молодом Федоре Михайловиче говорили – «новый Гоголь»! В 90-х Ольга Георгиевна начала заниматься его повестями, заинтересовав своими работами именитых историков отечественных литературы. В частности, одного из самых ярких ученых-профессора кафедры русской литературы Ленинградского университета Григория Абрамовича Бялого.
В 1999 году выйдет новая монография Дилакторской – «Петербургская повесть Достоевского». Она посвятит ее памяти своего наставника Г.А. Бялого. А уже в 2000 году в Московском государственном университете имени М. В. Ломоносова будет защищена диссертация на соискание степени доктора филологических наук «Петербургская повесть в русской литературе XIX века», написанная на основе результатов двух предыдущих исследований. И опять открытие. Дело в том, что «Петербургская повесть» в русской литературе ХIХ века никогда не была предметом специального исследования. Ее было принято анализировать либо в контексте творчества вышеупомянутых писателей, либо в сравнительно-историческом аспекте темы Петербурга в литературном процессе. Дилакторская своей работой определяет место, которое занимает в литературе ХIХ века петербургская повесть, и то, какие художественные тексты ее отражают, каким образом сформировался жанр и особый художественный язык этих произведений.
Кроме научной и педагогической деятельности, Ольга Георгиевна читала лекции школьным учителям – в 1995 году. Прочитанное легло в основу небольшого издания – «Петербург и Россия в творчестве Н.В. Гоголя». Это своеобразное методическое пособие, в котором рассказано, как подробно и многоаспектно можно подать произведения из школьной программы. Общение с педагогами средних школ стало обычной практикой Ольги Георгиевны. Она всегда находила время для этих встреч, потому что считала их очень важными – ей хотелось повысить градус преподавания литературы в средней школе. «Россия должна вернуть себе статус самой читающей, самой гуманитарно-образованной страны в мире», – говорила она.
В 2013 году, уже, будучи одним из ведущих «достоеведов» в России, Дилакторская руководила работой одной из трех секций на XV симпозиуме Международного общества Достоевского. Ее собственный доклад назывался «Петербург как ареал жизнедеятельности героев в творчестве Достоевского 1840-х годов». В нем профессор очень изобретательно изложила свой взгляд на то, что герои из разных повестей Достоевского «Слабое сердце», «Двойник», «Записки из подполья» служат в одном и том же департаменте податей и сборов, и цитатно продемонстрировала их путь по Петербургу к месту службы – набережной Фонтанки.
В 2008 году Ольга Георгиевна стала основателем и первым главным редактором журнала «Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке», включенного потом в перечень ВАК. В нем стали публиковаться работы не только преподавателей и сотрудников ДВГУ, но и ученых со всей России. Дилакторская руководила журналом до 2013 года, не прекращая педагогической и научной деятельности.
Кроме значительного вклада в филологическую науку, Ольга Георгиевна сделала немало для истории изобразительного искусства в Приморье, подготовив сборник «В потоке времени и памяти…», посвященный жизни и творчеству художника Андрея Камалова. Книга составлена так, что жизнь и творчество художника вписаны в исторический период с 1977 по 2002 год, отразили все события в стране и в Приморье, участниками которых было поколение художников – единомышленников Андрея Камалова. Ольга Георгиевна много писала и о творческом объединении, в которое входил А. Камалов, подготовив в 2009 году ко Вторым потаповским чтениям в Якутске доклад «Владивостокская группа "Штиль": появление, развитие, становление».
Имя Ольги Георгиевны Дилакторской, доктора наук, «достоеведа», автора ряда работ, содержащих научные филологические открытия, профессора Дальневосточного федерального университета, создателя научного журнала, по праву занимает видное место в истории славистики в России и на Дальнем Востоке.
Алена Фадеева