Я, Пьер Паоло Пазолини

Анонс 15 июня 2022 г.

Клуб любителей эксклюзивного кино «Зеркало» представляет авторскую программу Александра Брюханова

Я, Пьер Паоло Пазолини,
автор трудно решаемых кинематографических теорем

«Не мир пришел я принести, но меч…» Вот ключ к фильму «Евангелие от Матфея», снятого Пьером Паоло Пазолини. Слова из экранизированной им Библии, которыми этот выдающийся режиссёр мог бы объяснить свой приход в искусство.

Пазолини – поэт, писатель, кинорежиссёр. Непримиримый марксист, гомосексуал и критик церкви. За 53 года жизни он успел отхлестать общественный вкус, влепив ему не одну тысячу пощёчин. Где Пазолини – там нет мира. Там одна сплошная непримиримость. Там одна «моя вызывающая независимость», - любил он повторять. Она дорого обойдётся художнику. Окровавленное тело режиссёра со следами насильственной смерти будет обнаружено 2 ноября 1975 года на одном из пустырей города Остия. В итальянском общественном мнении до сих пор бытует версия о том, что убийство могли совершить итальянские неонацисты, которые при жизни режиссёра неоднократно устраивали провокации во время демонстрации его фильмов.

Сын муссолиниевского офицера и потомственной аристократки всегда шокировал своим крайним радикализмом. «Мы полагаем, что только коммунистическая идеология способна сегодня создать новую культуру», - убеждал Пазолини, будучи не самым дисциплинированным членом Итальянской Коммунистической партии. Но новая коммунистическая культура не спешила раскрывать  Пазолини свои объятья. Ни один из его фильмов, в том числе «Аккатоне» и «Мама Рома» со всенародной итальянской любимицей Анной Маньяни и заложенными в этих картинах пролетарскими идеями, никогда не были показаны в СССР.

«Я не отказываюсь от марксистского анализа», - говорит Пазолини и снимает в духе «дель арто» смешную притчу «Птицы большие и малые» - о религиозном смирении, пасующем перед социальным неравенством. Пазолини умел ненавидеть. Фашизм. Продажность буржуазии. Лицемерие общества, его лживую толерантность. Сегодняшний, переживаемый миром момент, привёл бы его в ярость. Все его фильмы отрицают насилие и власть, которая повелевает человеком, всячески подавляя его сопротивление. Об этом его античный цикл «Царь Эдип» и «Медея». О том, как груба материя жизни, его «Свинарник» и «Теорема». Об этом его фильмы, его стихи, его проза, его публицистика – словом, всё им созданное. Его Евангелие. «Евангелие от Пазолини».

16/06. Четверг 18:00 – 20:00«Евангелие от Пазолини». Док. Фильм.                                                       
«Евангелие от Матфея». Фильм Пьера Паоло Пазолини. 1964. Италия, Франция. В роли Иисуса Христа – Энрике Ирасоки. А также Маргерита Карузо, Сузанна Пазолини, Марчелло Моранте, Марио Сократе. Длительность 137 мин.

Экранизация истории Иисуса Христа от рождения до Воскресения, как она рассказана в Евангелии от Матфея. Режиссёр снимает библейский сюжет с марксистско-католической точки зрения. Это не помешало ватиканской газете «L’Osservatore Romano» в 2015 году назвать фильм Пазолини лучшим фильмом о Христе, который когда-либо видел свет.

23/06. Четверг. 18:00 – 20:00 «Евангелие от Матфея». Фильм Пьера Паоло Пазолини. Часть 2.

30/06. Четверг. 18:00 – 19:40 «Птицы большие и малые». Фильм Пьера Паоло Пазолини. 1966. Италия. В главных ролях Тото и Нинетто Даволи. Длительность 89 мин.

Необычное, метафоричное повествование. Его действие происходит в Италии 60-тых и также легко и непринуждённо перемещается в ХIII век. Переместившись в столь отдалённые времена, герои превращаются в странствующих монахов, которым Франциск Ассизский поручил обратить в христианскую веру соколов и воробьёв - птиц больших и малых.

В притче поднимаются серьёзные социальные проблемы, но рассказ о них не отменяет ни тепла, ни улыбки автора. Кажется, это единственный фильм, где Пазолини пытается улыбнуться.

07/07. Четверг. 18:00 – 20:00 «Царь Эдип». Фильм Пьера Паоло Пазолини. 1967. Италия, Марокко. В ролях Франко Читти, Сильвана Мангано, Нинетто Даволи, Алида Валли, Кармело Бине. Длительность 104 мин.

Экранизация трагедии Софокла. Текст трагедии сохранён. Но узнать древнегреческий миф в переложении Пазолини не так-то просто. У Пазолини история Эдипа начинается в фашистской Италии 1930-х гг., чтобы затем «провалиться» в условное мифологическое время, а потом в финале возвратиться в ХХ век, в Болонью 1960-х.

В этой античной трагедии будет легко узнаваться ХХ век с его фрейдистскими мотивами, эдиповым комплексом влечения к матери, его парадоксальной смеси сакрального и сексуального и обязательной для Пазолини политической составляющей. Ослеплённый и изгнанный Эдип будет играть на флейте русскую революционную песню «Вы жертвою пали…»

14/07. Четверг. 18:00 – 20:00 «Теорема». Фильм Пьера Паоло Пазолини. 1978 г.  Италия. В главных ролях Теренс Стэмп, Сильвана Мангано, Массимо Джиротти, Анна Вяземски, Лаура Бетти, Альфонсо Гатто, Нинетто Даволи. Продолжительность 98 мин.

Одна из самых противоречивых картин в мировом кино. Критика озадачена. Одни называют фильм шедевром. Другие – требуют очередного процесса над кинематографистом –богохульником.

В доме крупного промышленника появляется гость, образ которого загадочен и амбивалентен. Всех членов этого миланского семейства охватывает странная, порой противоестественная страсть к этому гостю.

Его образ становится воплотившейся метафорой тайных пороков и страстей сих благопристойных буржуа. Благопристойность – мнимая. Нужен лишь внешний толчок, некий катализатор, позволивший начать реакцию этого морального семейного распада.