«Как образец поэзии особой…»

Дата 26 июня 2022 г.

27 июня 2022 г. исполняется 110 лет со дня рождения поэта Александра Артемова

Александр Артемов родился в селе Фрол Коробовского района Московской области в крестьянской семье. Родители умерли, и мальчику пришлось жить у родственников, сначала у дяди, затем в семье двоюродного брата. Семилетку закончил в той же школе в селе Спас-Клепики, где ранее учился С. Есенин. Работал там, куда посылал комсомол – грузчиком на торфоразработках, культработником. В 1934 г. был призван в армию, служил на Дальнем Востоке. После службы остался во Владивостоке, где работал в газете Тихоокеанского флота «На боевой вахте», а затем – «За большевистские темпы». Начало литературной деятельности относится к 1934-1935 гг., когда А. Артёмов стал печататься в местных газетах «Красное знамя», «Тихоокеанская звезда», «Тихоокеанский комсомолец», затем его стихи появляются в дальневосточном журнале «На рубеже».

В 1939 г. выходит первый сборник молодого поэта «Тихий океан», который открывался разделом «Дорога отцов». Герои Артемова – землепроходцы окраин России, защитники Порт-Артура, герои гражданской войны, пограничники-хасанцы, строители-комсомольцы новых магистралей. В этом же году напечатана книжечка для детей «Приключения трёх щенков». Уже через год читатели смогли познакомиться с новым сборником поэта «Победители». В 1940 г. Александр Артёмов поступил в литературный институт им. Горького. В начале 1941 г. выходит его последний прижизненный поэтический сборник «Атакующее слово», где звучит мотив будущей войны, тревоги и готовности к защите Отечества. С началом Великой Отечественной войны А. Артемов добровольцем ушёл на фронт и погиб в мае 1942 г.

В 1960 г. во Владивостоке Приморское книжное издательство выпускает сборник стихов «Волна за волной». В нём публикуется большая подборка стихов А. Артёмова, воспевающая героику освоения Дальнего Востока и его природу. Прошло 4 года после этой публикации. Интерес читателей к поэзии довоенного и военного времени не ослабевает и это же издательство выпускает сборник А. Артёмова «Избранные стихи» (1964). В нем есть статья А. Плешкова «Александр Артёмов», из которой читатель мог узнать, как выглядел молодой поэт. «Саша Артёмов был по характеру очень собран и подвижен, какое-то весёлое чувство внутренней дисциплины сказалось даже в его внешности. По тем временам все одевались небогато, но на его ловкой, стройной фигуре даже дешевый костюм сидел как-то особенно ладно. Большие карие глаза на смуглом оживлённом лице, каштановые волосы, на которых легко держалась чуть сдвинутая кепка. Высокий, чистый лоб, тёмные брови вразлёт – красивый, открытый. Артёмов располагал к себе всех».

Б. Колесников в статье «Перед грозой» (журнал «Дальний Восток», 1961, № 5) характеризует А. Артёмова, как простого, скромного и трудолюбивого, очень активного в общественной жизни и довольно весёлого человека, что у него «поэта-самоучки, самостоятельно овладевшего большой поэтической культурой, была тонкая и чуткая душа». Живую природу он чувствует, как человека:

Когда вечереет и закатное пламя
За морем вспыхивает реже и реже
Ты видала, как волны припадают губами,
Розовыми и тёплыми, к песку на прибрежье?
А когда над бухтой распустятся звёзды
Пушистыми почками в вечер пахучий,
Слышала ты, как полнится воздух
Жалобой моря…

Природа прекрасна, – утверждает Артемов, – но с красотой подвига ей не сравниться. В начале своего творческого пути Артёмов обращается к теме подвигов землепроходцев («У океана», «Дорога отцов», «Вступление в поэму «Витус Беринг», «Смерть командора», «Слово о походе казака Дежнёва»). Поначалу, пишущему стихи, в основном, на исторические темы ему доставалось от критиков, но его поддержал знаменитый дальневосточный учёный и писатель Трофим Михайлович Борисов. Он уловил мысль молодого поэта о величии героических традиций, утверждаемых поколениями русских людей – то, что стало потом стержневой темой творчества А. Артёмова. Так, например, поэт обращается к теме революционного Приморья. Это фрагменты поэмы «Сергей Лазо»: «Ночью», «В тайгу», «В подполье», «Накануне», «Весна», «Паровоз № Е.Л. 629».

По следам хасанских событий 1938 г. Артёмов создаёт цикл стихов о пограничниках, которые сумели дать достойный отпор врагу и отстоять рубежи своей родины – «Сказ о Семёне Лагоде», «Летавин», «Краев», «Хасан» и др. Героика реальной жизни определяла для него выбор таких форм эпической, повествовательной поэзии как поэмы, легенды, баллады, сказания. Ему хотелось говорить возвышенно о подвигах людей прошлых и нынешних поколений:

Но мы привыкли драться
до славного конца,
Опасны были схватки,
но головы не никли
И никогда не гасли
Горячие сердца

Рядом с А. Артёмовым критики ставят двух поэтов – В. Афанасьева и Г. Корешова. Их объединяет не только общность судьбы, но и романтико-героический характер поэзии. В 1985 г. литературный критик В. Мельник, исследуя дальневосточную поэзию фронтовиков, напишет: «Их книги о фронтовой жизни, о всенародном ратном подвиге остались не написанными.

Но слово их живо на Дальнем Востоке, именно они являются зачинателями оборонно-патриотической и военной темы в нашем крае» Далее критик цитирует поэтические строки И. Ерёмина, которые отображают суть поэзии трёх наших поэтов-фронтовиков:

Стихи поэтов, павших на войне,
Как будто бы мальчишеские пробы.
Но отчего ж они живут во мне
Как образец поэзии особой?
Любовь к России и весенний гром –
Всё в них звучало пафосом неложным.
И та война, что грянула потом,
Входила в них предчувствием тревожным.

Александр Артёмов ушёл на фронт и погиб, защищая Родину, поставив себя тем самым в строй воспетых им же героев.

Лариса Гусева