Заручившись любовью немногих

Статья 29 июня 2023 г.

С творческим наследием одного из первых «шикотанцев» Александра Лаврентьевича Назаренко, художника из Артёма знакомит выставка «Один из ряда Мастеров», развёрнутая в стенах Приморской краевой публичной библиотеки им. А.М. Горького. Вниманию зрителей представлено 75 работ – картины, рисунки, гравюры и офорты мастера из собрания известного приморского коллекционера  Юрия Васильевича Шпилёва.

Александр Лаврентьевич Назаренко родился 7 августа 1927 года в селе Кневичи Приморского края. Его детство пришлось на тяжёлые военные годы. Суровую действительность он скрашивал рисованием – по рассказам близких, с карандашом он подружился ещё сызмальства. Мама художника вспоминала, как он бесконечно рисовал и вывешивал свои картины на стену. Она снимала их, но сын создавал новые и опять устраивал домашние выставки.

Когда в 1944 году открылось Владивостокское художественное училище и проводило первый набор студентов,  Александр Назаренко поступил на театрально-декоративное отделение. Закончив обучение в 1949 году, он  получил квалификацию декоратора-исполнителя.

В училище оценили талант своего выпускника и попросили Назаренко остаться работать преподавателем. В это же время коллеги Александра Лаврентьевича из Приморского отделения Союза художников принимают его в свои ряды.

С 1950 по 1961 год Александр Лаврентьевич вместе с женой-художником Любовью Порфирьевной Зиминой трудился в творческо-производственном комбинате Художественного фонда РСФСР. Он не только много работает, но и сам строит дом, в цокольном этаже которого оборудует свою мастерскую, где ставит печатный станок.

Технику офорта Александр Назаренко освоил в Артёме одним из первых.

«Он трудился над каждой работой, доводя её до совершенства. Ведь талант без труда – ничто. А у него были качества, чтобы талант развился в полную силу, – и трудолюбие, и настойчивость в достижении цели, и незаурядное дарование истинного художника. Равного Александру Назаренко в этой технике не было», – пишет артёмовская журналистка Зоя Нестеренко.

Для наилучшего воплощения своего художественного замысла Назаренко осваивает различные техники: рисунок, масло, офорт, смешанная техника, гуашь... Работы приморца замечают искусствоведы и специалисты, и в 1952 году живописное полотно Александра Назаренко  «Строительство дома отдыха угольщиков» организаторы Выставки произведений художников РСФСР, проходившей в столице, включают в экспозицию.

Художник, Заслуженный деятель культуры России Владимир Иванович Олейников отмечает, что за некоторой жёсткостью письма, определённой самой дальневосточной природой, у Назаренко скрывалась душа лирика, полная восторга перед богатством природы.

«Его живописные работы «Распадок», «Осенняя тайга», «Уходящая осень» полны умиротворения, раздумья о вечности. Его знали больше как графика, считая не столь сильным в цвете. Однако работы, выполненные гуашью, темперой, маслом, опровергают это мнение. Они отличаются тонким колоритом и свежестью красок. В лирический строй его живописи врывается мастихиновый крепкий мазок, наполненный ликованием.  …Он явил нам откровение, ясное понимание мира природы и человека. Художник глубокого восприятия, он искал всё новые и новые мотивы и впечатления на дальневосточных окраинах нашей страны, в тихих бухтах, шумных портах, в далёких сёлах, к которым «только самолётом можно долететь». …Он был одним из первых «шикотанцев» среди художников России, но так и не был «вписан» в эту знаменитую творческую группу. Но осталось в выставочных каталогах его имя. Имя графика. …Мы знаем – художник продолжает жить в своём творчестве. Листы прекрасной графики, наполненные крепостью рисунка... Они множественны, в них добротное знание многосложного трудоёмкого материала. Листы. Они ложатся один на другой, как день за днём в потоке нелёгкого творчества, они напоминают нам о замечательном художнике. О тех мгновениях жизни, оставленных мастерством и любовью. Глядя на его работы, невозможно не испытать перепев чувств, что испытал сполна сам художник», – подчёркивает  В.И. Олейников.

Александра Лаврентьевича Назаренко не стало в 1990 году. За минувшие три десятка лет имя талантливого художника и его работы вспоминались совсем не часто. В 2000 году в  городском Историко-краеведческом музее Артёма провели  памятную выставку его работ. И в 2019 году живопись и графику А. Л. Назаренко представили вновь в Артёме на выставке  «Эпоха и судьба».  Тогда все работы мастера для показа собрал коллекционер Ю.В. Шпилёв.

В организации и проведении выставки «Один из ряда Мастеров», посвящённой творчеству Александра Лаврентьевича Назаренко, Приморской краевой публичной библиотеке им. А.М. Горького также помог артёмовский коллекционер. Юрий Шпилёв уже более четверти века занимается сохранением художественных сокровищ Приморья. Творческое наследие Александра Назаренко он, вместе с другими специалистами, считает нашим национальным достоянием и делает всё, чтобы о замечательном художнике Александре Назаренко узнало как можно больше людей не только в Приморье, на Дальнем Востоке, но и в России и за её пределами.

Признанный мастер акварели артёмовский художник Владимир Олейников посвятил Александру Назаренко такие поэтические строки:

«Заручившись любовью немногих,

Отвечать перед ними тайком

В свете сумерек мягких и строгих

Над белеющим, чистым листом».

«Нам остаётся быть благодарными Александру Назаренко, автору замечательной графики, сохранить его труды, не растерять, не забыть. Сохранить для нас и для будущих поколений имя  художника редкого трудолюбия, усердия и кропотливости», – отмечает Владимир Олейников.