2023 год провозглашен Годом педагога и наставника. А родители становятся педагогами, когда воспитывают своих детей. И поскольку педагогического или психологического образования у них нет, возникают трудности. Иногда их можно преодолеть с помощью советов опытных специалистов, щедро делящихся ими в своих книгах.
Зицер Д. (НЕ) зачем идти в школу? Откровенные разговоры о детях, родителях и о том, кто у кого и чему может учиться. – Минск: Дискурс, 2018. – 191 с.
Задумывались ли вы о том, надо ли ходить в школу и что современный ребенок там получает? Часто люди дают на этот вопрос стереотипный ответ: так принято. Но если задуматься, то наша школа не меняется уже более 30 лет, и никто не понимает, какие знания и навыки нужны нашим детям. Книга будет полезна родителям, учителям, всем, кто размышляет о воспитании детей, о том, какой должна быть школа, учитель, урок, как надо относиться к детям. О доверии между детьми и родителями, родительских собраниях и отношениях с учителями. Школа должна быть не институтом подавления, а помогать исследованию мира, развитию человека.
Алмазов, Б.Н. Психологическая совместимость с детьми : монография / Б. Н. Алмазов. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Юрайт, 2022. - 123, [1] с. : рис.
Автор считает, что дети и родители редко бывают привязаны друг к другу так крепко, преданно и постоянно, как этого хотелось бы. Чаще они не ладят между собой, конфликтуют и ссорятся. Воспитание – неизбежный конфликт, так как оно принуждение к тому, что нужно. Основная цель книги – обратить внимание на проблемы, связанные с пониманием другого человека. Влияет все: предвзятое отношение родителей к детям, неоправданные ожидания, навязывание своей воли, психический склад родителей, педагогические способности, комплексы, ожидания и стереотипы, проблемы в отношении с действительностью. Автор предлагает своеобразные алгоритмы и схемы для анализа характера ребенка и проблем его адаптации в семье, коллективе школы и среди сверстников. Особое внимание уделено общению с трудными детьми.
Петрановская, Л.В. Если с ребенком трудно / Л. Петрановская ; худож. А. Селиванов. - Москва : АСТ, 2021. - 142, [1] с. : ил.
Известный психолог и педагог, автор многих книг в помощь родителям, рассказывает о психологических особенностях развития детей и преодолении трудностей воспитания. Родители подчас путаются в разных педагогических системах и методах. Петрановская предлагает разобрать педагогический арсенал, который не работает или просто вреден. И дело не в приемах, а прежде всего в отношениях: в привязанности, умении справиться с эмоциональными реакциями, проблеме границ, власти и контроля. Определив причины трудного поведения, поэтапно его исправляем.
Тимощенко, Е.Г. Нейропсихологические занятия для детей : [100% практическая книга для родителей, уникальные методики развития] / Елена Тимощенко. - Москва : АСТ, 2021. - 222, [2] с. : ил., табл. - (Легкий старт).
Самые эффективные методы развития ребенка – нейропсихологические. Нейродефектолог и логопед расскажет о том, как развивать мальчика (они часто неуспевающие) или девочку. Мозг мальчиков и девочек развивается немного по-разному, проблемы с речью у мальчиков чаще. В различные возрастные периоды слуховое и зрительное восприятие разное. Можно подобрать игры и игрушки, полезные для мозга, делать специальные комплексы развивающих занятий и упражнений, читать. Полезно воспользоваться и советами по питанию, которое тоже влияет на развитие мозга. Актуальна и проблема зависимости детей от гаджетов. Родители смогут также самостоятельно определить готовность ребенка к школе.
Кулева, Е.Б. Научитесь говорить ребенку "нет" и "нельзя" : как жить со своим ребенком в радости и согласии / Е. Кулева. - Санкт-Петербург ; Москва ; Екатеринбург : Питер, 2021. - 221 с.
Запрет – одно из необходимых условий развития детей. Это коррекция их поведения. Вседозволенность ведет к смерти желаний. Воспитание - это творчество. Преодолеть трудности помогут здравый смысл, оптимизм, умение прислушиваться к другим, взглянуть на мир глазами ребенка. Родители формируют условия жизни детей, их задача - сделать ребенка лучшей версией его самого, а не воплотить свои несбывшиеся мечты. Может мешать желание быть идеальным родителем, родительский эгоизм, отсутствие согласия в семье по поводу воспитания, поэтому нужна профилактика выгорания родителей. Практические приемы эффективного общения, простые правила как наказывать.
Савинков, С.Н. Семейное воспитание и развитие личности ребенка : книга для родителей и педагогов: 10 правил от семейного психолога, которые должен знать каждый / С. Н. Савинков. - Санкт-Петербург : Весь, 2020. - 269 с.
Автор – детский и семейный психолог-практик, который в процессе психотерапии сталкивается со многими проблемами воспитания. Много примеров из практики. Разбираются особенности воспитания в разных возрастах – от младенца до взрослого. Подробно раскрываются 10 правил воспитания. В приложении даны таблицы развития в младенчестве, развивающие игры для дошкольников и младших школьников.
Лараби, К. Совсем взрослый! Как вырастить ребенка успешным и счастливым / Кристиан Лараби ; пер. с фр. М. С. Соколов ; авт. предисл. Ж. де Сен-Поль ; худож. Ф. Бод. - Москва : АСТ, 2021. - 271 с. : рис. - (Секреты умных родителей).
Психотерапевт и мама трех мальчиков и бабушка Кристиан Лараби учит справляться с трудностями перехода от детства к взрослости. О том, как взрослеть вместе со своим подростком, как выработать у него правильную самооценку, уверенность в себе, дать ориентиры, повысить самоуважение, уметь разрешать конфликты, ставить цели и достигать их. В частности, рассматривается и проблема избыточного пребывания в социальных сетях. Много конкретных советов о преодолении сложностей развития и общения.