Специальная военная операция с момента её начала 24 февраля 2022 года стала основной темой и ежедневных выпусков новостей, и обычных людских разговоров.
24 февраля раскололо общество на тех, кто поддержал действия Президента России, и на тех, кто предпочёл либо открыто протестовать, предварительно оформив заграничный паспорт, либо уйти в «глухую» оппозицию и молчаливо отслеживать текущие события, никак общественно не выражая своего отношения к ним. Так сказать, пребывать «Над схваткой» – позиции, очень хорошо знакомой нам по отечественной истории.
Такая позиция, такой принцип «двойного счета» не для бойца отряда «Тигр» второго батальона «Барс-22» 155-ой отдельной гвардейской бригады морской пехоты Тихоокеанского флота Максима Борискина, нашего земляка из Артёма, в Донбассе выходившего на связь по позывным Дига.
Очередной проект «Точки невозврата» - площадки поддержки военнослужащих - участников специальной военной операции в Приморской краевой публичной библиотеке им. А. М. Горького, посвящённый бойцу с позывными Дига, мы назвали «Служил один товарищ» и сопроводили название следующим пояснением: «Максим Борискин, шукшинский чудик с позывными Дига, гранатомётом и приказом штурмовать Волноваху».
Лучше гениального Василия Макаровича Шукшина подобную породу людей никто не объяснил, и никто так ярко не описал. Наш герой – типичный шукшинский чудик. Чудики, как объяснял писатель, это те из нас, которые «живут чудно, но благоразумно, с пониманием «многомиллионного народа». «Тот самый народ, который сегодня там, на линиях огня», – уточняет автор и ведущий проекта «Точка невозврата» Александр Брюханов.
Как только началась спецоперация, герой нашего рассказа принял решение отправиться на театр боевых действий добровольцем. 48-летний Борискин пришёл к военкому, но тот засомневался – возраст всё-таки – и объяснил, что пока нужды в нём нет. Тем более, что и в армии он не служил (в своё время не призвали из-за травмы руки, полученной ещё в детстве). Но решение Борискин принял сразу и бесповоротно: что не гоже оставаться не у дел, когда там, на Украине дела заворачиваются ой, какие!
Максим Владимирович где-то разузнал, что пожелавшим отправиться на Донбасс казакам в военкоматах вроде как особых препятствий не чинят – народ всё-таки служивый, к дисциплине приученный. Решил вступить в казачье войско. Казаки его приняли, как отмечает артёмовская общественно-политическая газета «Выбор»: за открытость и прямоту, весёлость и естественность принимают везде.
И новоиспечённый казак Борискин в составе казачьего ополчения и в качестве добровольца в конце осени прошлого года отправился на специальную военную операцию.
На Донбассе его определили помощником командира расчётной группы АГС-17 отряда «Тигр» 2-го батальона «Барс-22» 155 отдельной гвардейской бригады морской пехоты Тихоокеанского флота. Поручили управляться с гранатомётом хоть ещё и советского производства, но грозным оружием. АГС-17 – это 30-миллиметровый автоматический гранатомёт на станке, предназначенный для поражения личного состава и огневых средств противника, расположенных вне укрытий, в открытых окопах и за естественными складками местности. Поражающая способность – полгектара. С ним Борискин бил украинских неонацистов под Угледаром.
Позывной у Борискина необычный – «Дига». Но, оказалось, ничего необычного в нём нет.
«У меня четверо внуков, и старшая до трёх лет меня вместо деда дигой называла», — объясняет он.
На войне как на войне, здесь героическое соседствует с трагичным, порой, комичным, или даже постыдным.
Окопы ВСУ находилось на расстоянии 250 метров, говорит Дига. Он в составе группы огневой поддержки прокладывал путь штурмовикам. В свойственной ему манере Максим рассказывает:
«Герои были все. Но встречались и гораздые попрятаться в подвал или удариться головой и кричать, что у него ранение… Но таких единицы. Ситуации бывали разные. Порой в пылу скажешь что-нибудь, а потом подумаешь. Но я всегда в таких ситуациях приходил мириться. И всегда находил понимание. А чаще человеку за слабость его достаточно слова одного сказать, чтобы он понял и повёл себя в дальнейшем как герой».
Себя Борискин героем не считает. И его признание в том, что с сослуживцами приходилось специально вызывать огонь противника на себя, звучит буднично, обыденно. «Это для подавления вражеских огневых точек», – поясняет он.
Но его земляк, автор книги «Тернистый путь к Богу» общественный деятель из Артёма Владимир Потапов не согласен: «Максим мне как сын, и я каждый день пребывания его на Донбассе молил бога, чтобы он вернулся. А воевал он хорошо! И достойно пронёс свой ратный крест. Артём, артёмовцы гордятся им. Максим другим быть не может. И заслуживает звания Героя Приморья! Согласитесь, друзья, это будет справедливо – не имея военной специальности, не молодой, с кучей болячек, но он ушёл воевать, бить неофашистов».
Матушка Надежда, супруга духовного наставника Борискина - настоятеля владивостокского храма святого великомученика Георгия Победоносца отца Даниила дополнила рассказ В.А. Потапова:
«Максим – крёстный нашей младшей дочери. Он общительный и деятельный, его не только в храме, но и в Артёме хорошо знают. Когда узнали, что он отправляется защищать Донбасс, страшно было отпускать. Зачем, спрашиваю его, едешь? Потому что война, отвечает. А сам буквально перед отъездом мениск повредил. Мы каждый день ждали весточки, а когда удавалось созвониться и поговорить, неизменно заканчивали разговор фразой – Будем жить! Знаете, есть такое известное выражение: скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты. Вот я и скажу: мой друг – Дига!»
А вот как характеризуют Дигу его боевые товарищи. Документ, который хочется привести для полноты представления об этом человеке:
«Настоящим докладываю, что 14 января 2023 года расчётом группы АГС-17 при постоянном огневом контакте с противником, по указанию командования 155-й бригады морской пехоты ТОФ выполнялась боевая задача по подавлению огневых точек врага в районе дач г. Угледар из основной позиции «Буровая-1». При подносе боеприпасов, при исполнении воинского долга, получил осколочные ранения в область левой голени и правой стороны спины от разрыва мины помощник командира расчёта Борискин М. В. (поз. «Дига»). После ранения он не покинул расчёт и помог установить улитку, снаряжённую гранатами, на гранатомёт. При физическом осмотре были выявлены и перебинтованы проникающие осколочные ранения, полученные в ходе военных действий. Поставленная задача по подавлению огневых точек и живой силы врага была успешно выполнена. Раненый был оперативно эвакуирован в район штаба. Прошу ходатайствовать перед вышестоящим командованием о представлении личного состава, участвовавшего в выполнении боевой задачи, к правительственным наградам».
Рапорт подписан командиром расчёта, сопровождён ходатайством командира взвода.
В родное Приморье Борискин – Дига вернулся, имея ранения в спину и ногу, контузии… После одной из контузий стал заикаться.
«На всё воля божья, там я это точно понял, – обратился к аудитории краевой библиотеки Борискин. – В нас ведь более трёх тысяч раз стреляли, но господь уберёг».
Из-за проблем со здоровьем контракт с ним возобновлять вроде как не полагается – таковы условия. Тут нет чьей-то злой воли. Но он рвётся обратно: «На Донбассе сейчас воюют двадцати-двадцатипятилетние пацаны, а я дядька пятидесятилетний буду на диване телек смотреть?! Не бывать этому! Было бы неплохо, если б меня хотя бы чуть-чуть подлечили. А так всё хорошо. Родину любить и защищать надо».
Пока решаются его дела с возвращением на передовую, Максим Владимирович Борискин взялся подготовить для сослуживцев броневик. Почему именно защищённый бронёй автомобиль? Для эвакуации раненых бойцов.
«Желание такой автомобиль отправить на передовую, очень сильное желание возникло у меня в госпитале. Там как раз зарплата подошла, тысяч шестьсот», – рассказал Борискин.
Но одних его денег всё равно не хватило, тогда он стал собирать по миру.
«Богатых друзей у меня нет, а когда стал обращаться за помощью, то деньги дали только бедные», – просто объясняет Дига.
С народной помощью нужную сумму он всё же собрал и броневой инкассаторский автомобиль приобрёл. Перекрасил его под камуфляж. И теперь собирается отвезти его своим боевым товарищам.
«Врачи говорят – контужен, меня и не берут на войну. Решил – покупаю броневик, еду туда и там, на передовой контракт подпишу. Война меня возьмёт», – уверен Дига.
Представлявшая Максима Борискина как товарища атамана казачьего общества «Станица Аркуда» муниципального Надеждинского района на встрече помощник атамана Юлия Рольская эти слова Диги подчеркнула: «У нас все говорят: Обращайтесь к Диге, вопросов, которые он не может решить, нет!»
Оно так и есть. Ведущий «Точку невозврата» Александр Брюханов уверен: Максим Борискин – тот самый шукшинский чудик, который всегда разумно объяснит, почему ему до зарезу нужно туда, на передовую, где огонь и смерть. Как оказалось, свой исконный русский характер такие люди, как Борискин, не утратили даже в разорительные для нашей страны и народа постсоветские десятилетия. Они сохранили способность подняться до героических высот духа.
«Россия с этой войны поднимется в мире. Хватит нам ходить под нейтральными флагами. Наш над миром водрузим. Как в сорок пятом над Берлином», – убеждён Борискин.
Сергей Семёнов
«Мывместе» помогаем России победить. Проект Приморской краевой публичной библиотеки им. А.М. Горького «Точка невозврата» привлекает внимание, особенно молодёжи, и продолжает знакомить приморцев с земляками – участниками СВО.