Пушкин и море

Статья 22 июля 2024 г.

Пушкинский день России в этом году стал особенным праздником – мы отмечали 225 лет со дня рождения поэта. Юбилейной дате Приморская краевая публичная библиотека посвятила литературный праздник-марафон «Здравствуй, Пушкин, тебе 225!», ставший кульминацией просветительского проекта «Пушкин-225», начатого ещё в 2023 году. И хотя памятный день и торжества прошли, мы продолжаем обращаться к творчеству русского гения,  утвердившему высокий моральный потенциал отечественной литературы. Сегодня в рамках своего   просветительского проекта «Пушкин-225» Приморская краевая публичная библиотека им. А.М. Горького предлагает вниманию читателей статью доктора филологических наук, пушкиниста Алексея  Викторовича  Ильичёва.

Пушкин и море

А. С. Пушкин практически всю свою жизнь прожил у моря: у Балтийского моря, у Чёрного моря. За редкими исключениями: Михайловская ссылка, поездки в Болдино. Но и в этих случаях он обращался к морю в творчестве.

Ещё в Царскосельском лицее, благодаря директору В.Ф. Малиновскому, он знакомиться с книгой И.Ф. Крузенштерна «Путешествие вокруг света в 1803, 4, 5 и 1806 годах», описавшего первое русское кругосветное плавание. Приятель Пушкина Фёдор Матюшкин мечтал стать моряком. И сразу после окончания лицея коллежский секретарь Матюшкин, у которого было очень необычное прозвище «Плыть хочется», поступил волонтёром на флот и отправился в 1817 году в плавание вокруг света под началом вице-адмирала В. М. Головнина на шлюпе «Камчатка».

Следующая значительная встреча с морем была связана с переводом Пушкина по службе на юг. Встреча с Крымом отразилась в стихотворении «Погасло дневное светило…», где возник образ моря как символ вечно изменяющийся жизни. Тогда же поэт создаёт навеянное греческой мифологией стихотворение «Нереида». Много позже в начале восьмой главы «Евгения Онегина» Пушкин даст грандиозный образ моря:

Как часто по берегам Тавриды

Она (Муза – прим. Авт.) меня во мгле ночной

Водила слушать шум морской,

Немолочный шёпот Нереиды,

Глубокий, вечный хор валов,

Хвалебный гимн Отцу миров.

                Шум моря, шёпот Нереиды, хор морских валов оборачивается грандиозным образом мировой гармонии – Отца миров.

Когда Пушкина действительно отлучат от Чёрного моря, отправив в ссылку в псковское родовое имение Михайловское, он с болью напишет: «Всё, что напоминает мне море, наводит на меня грусть — журчанье ручья причиняет мне боль в буквальном смысле слова...»

С другой стороны Пушкин осознаёт и другую сторону стихии, которую поэтически выразил в стихотворении «Земля и море» (1821), где море изображено не только как символ красоты и гармонии, но и как воплощение грозный стихи. Море оказывается совмещает в себе и мировую гармонию, и грозную, несущую смерть стихию.

У Пушкина возникают стихотворения, где море оборачивается то одной стороной, то другой.

Вот одно из них, где море – символ свободы.

 

Завидую тебе, питомец моря смелый,

Под сенью парусов и в бурях поседелый!

Спокойной пристани давно ли ты достиг –

Давно ли тишины вкусил отрадный миг –

И вновь тебя зовут заманчивые волны.

Дай руку – в нас сердца единой страстью полны.

Для неба дальнего, для отдалённых стран

Оставим берега Европы обветшалой;

Ищу стихий других, земли жилец усталый;

Приветствую тебя, свободный океан.

 

Полагают, что это стихотворение обращено Отто Евстафьевичу Коцебу, который в 15-летнем возрасте в качестве юнги-добровольца стал участником первого кругосветного плавания (с 1803 по 1806 годы) на парусном шлюпе «Надежда» под командованием И.Ф. Крузенштерна.

А вот другое, где море – полное отсутствие свободы, душегубец.

 

К Вяземскому

Так море, древний душегубец,

Воспламеняет гений твой?

Ты славишь лирой золотой

Нептуна грозного трезубец.

 

Не славь его. В наш гнусный век

Седой Нептун земли союзник.

На всех стихиях человек –

Тиран. Предатель или узник.

 

Параллелизм человеческого и природного полномасштабно развернётся в стихотворении «К морю», где Пушкин фактически создаст философию свободы.

Здесь море у поэта – символ свободы, границей которой станет своеволие: «Но ты взыграл, неодолимый, // И стая тонет кораблей».

В человеческом мире абсолютная Свобода измеряется гибелью (Наполеон и Байрон).

Сам же автор прощается с морем, прощается с внешней свободой. Он переносит свободу исключительно в воспоминания, в мир внутренний, где может быть воплощена абсолютная, безграничная свобода. И реализуется она в творчестве, которое способно творить мир, которого нет. И в этом смысле творец соизмерим с Богом.

Заметим, что для самого Пушкина корабли, море оказались символами творчества в очень разных формах. Это были изображения кораблей на полях рукописей, в финале произведений, как, например, в стихотворении «Осень»:

X

И сладко забываю мир – и в сладкой тишине

Я сладко усыплён моим воображеньем,

И пробуждается поэзия во мне:

Душа стесняется лирическим волненьем,

Трепещет и звучит, и ищет, как во сне,

Излиться наконец свободным проявленьем –

И тут ко мне идёт незримый рой гостей,

Знакомцы давние, плоды мечты моей.

XI

И мысли в голове волнуются в отваге,

И рифмы лёгкие навстречу им бегут,

И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,

Минута – и стихи свободно потекут.

Так дремлет недвижим корабль в недвижной влаге,

Но чу! – матросы вдруг кидаются, ползут

Вверх, вниз – и паруса надулись, ветра полны;

Громада двинулась и рассекает волны.

XII

Плывёт. Куда ж нам плыть?..

…   …   …   …   …   …   …   …

Обрыв XII октавы символизирует абсолютную свободу творчества.

Так море в поэзии Пушкина становится воплощением одной из четырёх космических природных стихий, воплощающих собой вечное движение бытия.

 

Алексей Ильичёв

Владивосток, лето 2024

Иллюстрация: И.К. Айвазовский. А.С. Пушкин на берегу Чёрного моря