Семейные проблемы существовали еще в античные времена, но расцвет жанра пришелся на середину XIX века. Подлинное изобилие принес читателям век двадцатый. Представляем вашему вниманию обзор, в который включены и классические и недавно изданные произведения, романы, где судьба нескольких поколений одной семьи оказывается зависимой от истории мира или страны.
Манн, Томас. Будденброки. История гибели одного семейства : пер. с нем. / Томас Манн; [вступ. ст. Н. Вильмонта; ил. Н. Щеглова]. – Москва : Худож. лит., 1969. – 639 с., [1] л. портр., [16] л. вкл. ил. – (Библиотека всемирной литературы ; т. 7165. Серия третья. Литература ХХ века).
Этот роман, хотя и не совсем автобиографический, все же связан с семьей писателя. Начинается он вполне благополучными сценами жизни богатых немецких буржуа. Но обстоятельства, окружающая среда, характеры членов семьи, их стремления, связи и необдуманные поступки приводят к неудачам и краху благосостояния и личной жизни героев. Старинный род приходит в упадок. Отец, сын и внук - владельцы любекской фирмы «Иоганн Будденброк» торговцы зерном, в новых условиях развивающегося хищнического капитализма постепенно теряют хозяйственную хватку. Совершают, казалось бы, мелкие ошибки, плохо оценивают шансы и делают неверные шаги и вложения. В результате правнук основателя юный Ганно вообще отказывается продолжать дело предков и уходит от меркантильных забот в музыку. Драматична и судьба дочери Иоганна Тони, вынужденной по настоянию отца выйти замуж за нелюбимого, но «выгодного» человека, предпринимателя. И это оказывается одной из причин угасания рода.
Голсуорси, Джон. Сага о Форсайтах / Д. Голсуорси ; пер. М. Лорие. – Москва : ЭКСМО, 2011.
Т. 1 : Собственник. Последнее лето Форсайта. В петле. Пробуждение. Сдается внаем. - 2011. – 797, [2] с. : ил. – (Зарубежная классика).
Т. 2: Современная комедия. Белая обезъяна. Идиллия. Серебряная ложка. Встречи. Лебединая песня. – 2011. – 797, [2] с. – (Зарубежная классика)
«Столько людей в своих письмах ко мне утверждали, будто прототипами Форсайтов послужили именно их семьи, что я почти готов поверить в типичность этой разновидности человеческого рода» - писал Д. Голсуорси. Герои его романа Форсайты – представители крупного бизнеса Великобритании конца XIX - начала ХХ в. Главное в буржуазной семье – приращение капитала, материальное благополучие, даже любовь – часть собственности. Творческие личности, для которых деньги – не главное, не могут ужиться в этой атмосфере. Деньги не приносят счастья Сомсу Форсайту. Его заслуживают молодой Джолион и Ирэн, для которых творчество и духовные ценности, любовь важнее расчетливости. Изменяется и мировоззрение молодых отпрысков семейства – Джун, Джона и Флер. Эгоцентризм, неумение считаться с чувствами других, тоже не приносит благополучия дочери Сомса Флёр. В этом романе Голсуорси поднимает проблему отношения к женщине в семье, которая не может ощущать себя собственностью (Ирэн).
Бэннер, Кэтрин. Дом на краю ночи : роман / Кэтрин Бэннер ; перевод с английского Норы и Владимира Медведевых. – Москва : Фантом Пресс, 2022. – 446, [1] с.
Родоначальник семьи Амедео Эспозито – воспитанный в приюте для подкидышей во Флоренции, прибывает на остров Кастелламаре в качестве врача в конце XIX века. Четыре поколения семьи Амедео, его дети, внуки и правнучка, их любовь и проблемы связаны с этим островом и его историей. Их жизнь проходит на фоне преданий, предрассудков, сплетен, чудес, судеб окружающих людей и мировых событий, не обошедших остров стороной. Читателей очарует налет романтизма, возвышенности и необычности. Семья, дом, остров – символ родного места, убежища и понимания, куда необходимо вернуться. Трогательны и сильны женские образы – умные, верные, берущие на себя ответственность за семью. Бар, которым владеет семья Эспозито – центр общения жителей острова, в нем рождается новое время и новое общество XXI века.
Степнова, М. Л. Сад : роман / М. Л. Степнова. – Москва : АСТ : Редакция Елены Шубиной, 2020. – 412, [1] с.
Этот роман доставит удовольствие любителям русской классической литературы. Он весь пронизан аллюзиями и неявными отсылками, ассоциациями, связанными с ней. Даже название книги «Сад» сразу навевает воспоминания о «Вишневом саде» Чехова. И правда, роман начинается в саду, где также растут вишни, становящиеся невольной причиной дальнейших событий. Перед нами Россия 1869 года, года выхода в свет романа Л. Толстого «Война и мир». Героинь зовут Надежда и Наташа. Здесь будет все. Это и сага о княжеской семье, поначалу счастливой и благополучной. Это и роман-воспитание, роман о взрослении в той России прошлого и мальчиков, и девочек разных социальных слоев. Присутствуют и вездесущие немцы, чья история начинается в годы царствия Иоанна Грозного. Встает подспудный вопрос об иноземном влиянии на судьбу страны. Сад – один из героев книги наряду с людьми разных сословий, наряду с лошадьми. Действие повествования закончится в 1895 году с экскурсами в более ранние эпохи. Есть даже отсылка к холерной эпидемии 1831 г. и холерным бунтам. (Актуальность темы невольно предугадана писательницей). Среди действующих лиц и брат Ленина Александр Ульянов. Казалось бы, вполне благополучное существование страны символически нарушается зарождением в ней того, что ее погубит.
Мойес, Джоджо. Счастливые шаги под дождем : роман / Джоджо Мойес ; пер. с англ. Ирины Иванченко. – Москва : Иностранка : Азбука-Аттикус, 2022. – 477, [1] с.
В центре романа взаимоотношения матери и дочери в трех поколениях английской семьи: Джой и Элис, Джой и Кейт, Кейт и Сабины. Действие начинается в день коронации королевы Елизаветы II, а завершается в наши дни. Сабина - подросток - ощетинившийся колючками маленький дикобраз, поклонница телефона, компьютера, интернета, соцсетей и шопинга. Между ней и матерью Кейт, запутавшейся в отношениях с мужчинами, нет понимания и близости. На каникулах Сабина приезжает к бабушке и дедушке в Ирландию. Она не видела их десять лет. Неожиданно девушке окажется интересно в этом странном для нее обществе. Только здесь она узнает о прошлом своей семьи. И это узнавание, а также общение с новыми людьми, наконец, сближают разные поколения.