«Всё в нём было необыкновенно привлекательно»

Дата 15 января 2025 г.

«Не знаю ничего завиднее последних годов бурной его жизни. Самая смерть, постигшая его посреди смелого, неровного боя, не имела для Грибоедова ничего ужасного, ничего томительного. Она была мгновенна и прекрасна», – такая запись оставлена Пушкиным на полях своей рабочей тетради рядом со стихотворением «Предчувствие».

Сегодня вся читающая Россия отмечает 230 годовщину со дня рождения Александра Серге́евича Грибое́дова,  дипломата и писателя, драматурга и востоковеда, историка и композитора. Автор блистательного «Горя от ума» родился 15 (4 по старому стилю) января 1795 года в Москве. Его родители принадлежали к разным ветвям одного рода – Грибоедовых, только мать, Анастасия Фёдоровна происходила из богатой, а отец, Сергей Иванович – из захудалой семьи. Это обстоятельств сказалось и на отношениях супругов – жена командовала мужем и всем домом. Но абсолютнейшим авторитетом в семье считался брат матери, Алексей Фёдорович Грибоедов – образцовый помещик и светский лев, которого будущий писатель невзлюбил с ранних лет.

Уже с раннего детства  Грибоедов начинает удивлять окружающих, сначала родных и воспитателей своей глубокой сосредоточенностью и даже ранней мудростью. В 6-летнем возрасте он свободно владел тремя иностранными языками! Сегодня такого не по годам развитого ребёнка  непременно назвали бы вундеркиндом.

Своё  домашнее образование, полученное под руководством учёного-энциклопедиста Ивана Петрозилиуса, юный Грибоедов продолжил в Московском университетском благородном пансионе. А в 11-летнем возрасте в январе 1806 года его зачисляют в студенты словесного факультета Московского университета. Как позже вспоминал его университетский товарищ  В. И. Лыкошина, Грибоедов посещал лекции в сопровождении своего гувернёра и «в ребячестве… учился посредственно», что, однако, не помешало ему всего после полутора лет учёбы выдержать экзамен на учёную степень кандидата словесности в 1808 году – в возрасте 13 лет!

Учёбу в Московском университете Грибоедов продолжил в 1810-1811 годах как вольнослушатель, а в 1811-1812 – как своекоштный студент этико-политического (юридического) отделения философского факультета. Слушал лекции, брал уроки латинского языка,  готовясь к испытаниям на степень доктора прав. Получил степень кандидата прав и остался в университете для изучения математики и естественных наук.

Но планы изменил Наполеон, вторгшийся в пределы нашего Отечества.  Противостоять нашествию «двунадесяти языков» Грибоедов отправляется добровольцем.  Его приняли корнетом в ополченческий Московский гусарский полк. Но принять участие в боевых действиях Грибоедову не удалось: вплоть до взятия Парижа русскими войсками он состоял в кавалерийском резерве. Там он сдружился с Александром Алябьевым – офицером иркутского полка и замечательным музыкантом.

К этому времени относятся и первые литературные опыты Грибоедова. «Письмо из Брест-Литовска к издателю», очерк «О кавалерийских резервах» и комедию «Молодые супруги» (переделка французской комедии «Le secret du ménage» Крезе де Лессера) он создаёт в 1814 году. А в статье «О кавалерийских резервах» Грибоедов выступил в качестве исторического публициста.

В 1815 году Грибоедов приезжает в Петербург, где знакомится с издателем журнала «Сын Отечества» Николаем Гречем. В начале 1816 года он оставляет военную службу, намереваясь  вернуться к учёной карьере и отправиться в Дерптский университет. Но в июле 1817 года поступает на дипломатическую службу в Коллегию иностранных дел в чине губернского секретаря.  31 декабря того же года Грибоедова назначают переводчиком.

К этому периоду жизни относятся его знакомства с Пушкиным и Кюхельбекером, работа над стихотворением «Лубочный театр» (ответ на критику Михаила Загоскина в адрес «Молодых супругов»), комедиями «Студент» (совместно с Павлом Катениным), «Притворная неверность», «Своя семья, или Замужняя невеста» (в соавторстве с Александром Шаховским и Николаем Хмельницким; перу Грибоедова принадлежат пять сцен для второго действия).

Держался Грибоедов несколько заносчиво, был горяч. «Он не мог и не хотел скрывать насмешки над подслащённой и самодовольной тупостью, ни презрения к низкой искательности, ни негодования при виде счастливого порока. Кровь сердца всегда играла у него на лице», – вспоминал позже Александр Бестужев.

В 1818 году Грибоедов мог отправится в Америку в качестве чиновника русской миссии, но отказался. Его назначают секретарём при царском поверенном в делах в Персии.  

В начале 1819 года Грибоедов отправился в свою первую командировку к шахскому двору. Хлопочет за участь русских солдат, находившихся в иранском плену. В сентябре во главе отряда пленных и беглецов выступает из Тебриза в Тифлис. В январе 1820 года снова отправился в Персию, но осенью следующего, 1821 года из-за перелома руки переводится в Грузию. Там он сблизился с прибывшим сюда же на службу Кюхельбекером и начал работу над черновыми рукописями первой редакции «Горя от ума».

С февраля 1822 года Грибоедов — секретарь по дипломатической части при чрезвычайном и полномочном после России в Персии генерале Алексее Ермолове. В начале 1823 года он на время покинул службу и вернулся на родину, два с лишним года живёт в Москве, в селе Дмитровском (Лакотцы) Тульской губернии, в Петербурге, продолжает начатую на Кавказе работу с текстом «Горя от ума».

«Жизнь Грибоедова была затемнена некоторыми облаками: следствие пылких страстей и могучих обстоятельств. Он почувствовал необходимость расчесться единожды навсегда со своею молодостию и круто поворотить свою жизнь. Он простился с Петербургом и с праздной рассеянностию, уехал в Грузию, где пробыл осемь лет в уединЁнных, неусыпных занятиях. Возвращение его в Москву в 1824 году было переворотом в его судьбе и началом беспрерывных успехов. Его рукописная комедия «Горе от ума» произвела неописанное действие и вдруг поставила его наряду с первыми нашими поэтами. Несколько времени потом совершенное знание того края, где начиналась война, открыло ему новое поприще; он назначен был посланником. Приехав в Грузию, женился на той, которую любил... Не знаю ничего завиднее последних годов бурной его жизни. Самая смерть, постигшая его посреди смелого, неровного боя, не имела для Грибоедова ничего ужасного, ничего томительного. Она была мгновенна и прекрасна.

Как жаль, что Грибоедов не оставил своих записок! Написать его биографию было бы делом его друзей; но замечательные люди исчезают у нас, не оставляя по себе следов. Мы ленивы и нелюбопытны», – замечал позднее другой Александр Сергеевич –  Пушкин.

Грибоедов погиб в Тегеране 30 января 1829 года, когда толпа из тысяч религиозных фанатиков, возмущённых нашим укрывательством грузин и армян, перебила в русском всех,  кроме секретаря Ивана Сергеевича Мальцова. День разгрома посольства был первой годовщиной подписания выгодного для нашего Отечества  Туркманчайского договора, по условиям которого  Россия получила от Персии огромную по тем временам контрибуцию в 20 миллионов рублей серебром.

Последняя встреча А.С. Пушкина и А.С. Грибоедова случилась по дороге из Тифлиса в Карс у перевала через Безобдальский хребет. Пушкин путешествовал по Кавказу с армией генерала И.Ф. Паскевича во время Русско-турецкой войны.

«...Два вола, впряжённые в арбу, подымались по крутой дороге. Несколько грузин сопровождали арбу. «Откуда вы?» - спросил я их. «Из Тегерана». – «Что вы везёте?» - «Грибоеда».