Бывшие студенты, а ныне преподаватели литературы, ученые-филологи, литературоведы, журналисты составили значительную часть аудитории, собравшейся на юбилейный вечер «Иван Спивак и его педагогическая поэма».
В дни, предшествовавшие его подготовке, сотрудник Центра культурных программ библиотеки Л. Редько, организатор мероприятия, познакомилась с огромным количеством документов: письма, тексты лекций, методические пособия, фотографии, семейные реликвии, имевшие отношение к жизни и деятельности Ивана Трофимовича Спивака, преподавателя русской литературы ДВГУ, воспитавшего не одно поколение дальневосточных филологов. В феврале исполнилось 100 лет со дня его рождения, и эта дата явилась хорошим поводом, чтобы вспомнить и поговорить о людях заложивших основу преподавания русской литературы в высшей школе Приморья.
Вечер начался с веселой и озорной ноты - исполнения популярной украинской песни про Галю, которая «несэ воду». Солистам народного хора имени Анатолия Крыля подпевал весь зал. Ведущая Л.Редько пояснила, песня была любима и самим Иваном Трофимовичем и его близкими. Спивак - из семьи переселенцев с Украины, приехавшей в Южно-Уссурийский край в 1900 году. Его отца во время Первой мировой войны отправили в экспедиционный корпус во Францию, там он был интернирован, оказался в Африке, домой вернулся после революции. Сын Иван начинал свое образование в Черниговке, в школе 2—й ступени, затем учился в Школе крестьянской молодежи, поступил в Агропединститут в Благовещенске на филологический факультет. И с того времени вся жизнь Ивана Спивака, с небольшим перерывом, пришедшимся на службу в погранвойсках, была посвящена преподаванию, педагогике, стремлению передать огромный пласт русской культуры школьникам, студентам. Об этом разделе его биографии участников вечера знакомила познавательная выставка документов, фотографий, размещенная в нескольких витринах.
А вот о его методике преподавания, его «чистой, возвышенной любви к русской литературе» вспоминали бывшие студенты Л. Тимофеева, С. Левадняя. В лекциях, на семинарах Иван Трофимович убеждал филологов, что творческий мир писателя, его художественную стилистику, язык можно постичь только глубоко изучив текст произведения. Имея опыт преподавания литературы в школе, постоянно общаясь с коллегами, Спивак разработал целую систему «создания хорошего урока». В 1957 году он изложил свои мысли в работе «Анализ художественного произведения в школе на основе изучения рассказа И.С. Тургенева «Бежин луг». Это пособие вызвало резкое неприятие среди коллег по высшей школе. Даже писатель С. Маршак отозвался едкой эпиграммой. Но в Приморье школьные преподаватели литературы следовали рекомендациям Ивана Трофимовича. В 1961 году « Примиздат», отдавая должное научной значимости работы Спивака, счел нужным издать это учебное пособие.
Бывшая студентка И. Спивака, ныне доцент кафедры русской литературы Школы региональных и международных исследований ДВФУ, кандидат филологических наук Р. Гнеушева рассказала, что вал критики, обрушившийся на преподавателя, подломил его, но Иван Трофимович остался при своих убеждениях, пробуждал у студентов интерес к чтению, воспитывал уважение к тексту. « Я писала дипломную работу по книге Спивака, его разработки показались мне наиболее приемлемыми, и я сейчас использую их, готовясь к очередному уроку,- поделилась преподаватель литературы владивостокской гимназии №1 А. Алексеева.- Его методы актуальны, близки мне».
Многие годы Иван Трофимович Спивак и профессионально, и человечески был связан с коллегами - единомышленниками Николаем Васильевичем Старовойтовым и Сергеем Филипповичем Крившенко. Их объединила любовь к литературоведению. Был в их жизни период, когда они работали в одной школе, жили по – соседству, дружили семьями. В воспоминаниях дочери С. Крившенко - И. Баранник ожили картины коммунального быта тех лет, как ютились друзья-филологи и их семьи в отгороженных помещениях коридора школы №75. Показала Ирина Сергеевна и имевший хождение в их общем семейном кругу рукописный «лиро-эпико-сатиро-прочий журнал» «Авось». Все события, о которых рассказывалось в этом журнале, происходили в некоем городе Золоторожске, очень напоминающим Владивосток.. 30 лет велись в нем записи. Основными авторами журнала выступали отцы – литературоведы, но росшим в их семьям детям также предоставлялись страницы для творчества.
Иван Трофимович сочинял не только шутливые стихи, эпиграммы. Он написал несколько пьес, и некоторые предполагалось поставить в театре имени Максима Горького. Его драматургические опыты дали повод журналисту А. Брюханову вспомнить не только о фантазии на темы «Вечеров на хуторе близ Диканьки», написанной Спиваком для постановки на сцене студенческого театра, но и поговорить о приморской драматургии, посетовать на то, что воюющие с пережитками старой морали пьесы Ивана Спивака, так и не увидели света рампы наших дальневосточных театров.
Спивак был человеком разносторонних интересов. Он столярничал, любил природу, занимался садоводством, знал некоторые старинные ремесла. Об этом рассказала на вечере его дочь Ольга. Она в свое время также училась на филфаке ДВГУ, затем занялась туристическим бизнесом, организовала экскурсионный центр, популяризирующий народные традиции «Русская горница». «Мысль о его создании у меня появилась, когда я увидела, как отец плетет лапти,- говорила Ольга Васина,- и я стала изучать народный быт, культуру». «Горница», помимо предметов старого быта, украсилась «Сарафан-шоу». Участники юбилейного вечера стали увидели часть его программы- дефиле девушек в традиционных русских нарядах.
Завершая вечер, его ведущая Л. Редько напомнила слова доктора филологических наук С. Крившенко о своем учителе и друге Иване Трофимовиче Спиваке: « Он учил любить русскую литературу, а через нее Человека, Родину. Много потом мне довелось встречать, слушать лекторов, профессоров, но его особый дар чтения лекций никем не был затмен».