В канун Международного Дня театра, Александр Брюханов представил очередную программу серии «Мой ХХ век». Она была посвящена Иннокентию Михайловичу Смоктуновскому.
- Смоктуновский – актерский облик минувшего века. Его второй половины, – делится своими мыслями автор. – Он пришел к нам вестником новых общественных настроений. Его князь Мышкин (спектакль «Идиот» ленинградского БДТ им. А.М. Горького) и его Гамлет - не просто гениальные роли – это вехи времени. Его духовные векторы и ориентиры.
Программа, которую я предлагаю слушателям, называется «Последний из рода Гамлетов и князей Мышкиных». Я не жду новых актерских откровений: и Гамлет, и князь сыграны Смоктуновским, на мой взгляд, исчерпывающе. И та, и другая роль сразу же попали в круг общественных интересов, и подчеркнутая современность их исполнителя совпала с обновлением нашего искусства в конце 50- х – начале 60- х гг.
Мне посчастливилось записать со Смоктуновским несколько передач, совместная работа сблизила нас на все время, пока во Владивостоке гастролировал МХАТ. Основанием такого вот творческого и человеческого сближения послужил один человек, который приходился другом и Иннокентию Михайловичу, и мне. Это – режиссер Роза Сирота, сопостановщик великого Г. А. Товстоногова, создательница образа князя Мышкина в знаменитом спектакле «Идиот». Именно она сделала все возможное, чтобы в гениальном Смоктуновском проявился этот удивительный персонаж Ф.М. Достоевского.
Тогда, в 1981 году И.М. Смоктуновский записал на Приморском радио передачу «Искусство сильно добротой» - такой как бы внутренний монолог о природе добра, о философии добра, напитавшего своей живительной силой все творчество артиста. А через несколько дней я уговорил Иннокентия Михайловича записать рассказ писателя – дальневосточника Альберта Мифтахутдинова «Звонок в Копенгаген». Рассказ - о преодолении одиночества, о том, как крепнет, становится все необходимее для учителя Эски, преподающего в чукотской школе, мечта объединить всех людей, сделать их похожими на шекспировского героя. На Гамлета.
Эски время от времени просит междугородную соединить его с Копенгагеном, и когда, наконец, после многочисленных попыток связь устанавливается, он просит в Копенгагене Эльсинор. И на вопрос телефонистки: «Кого в Эльсиноре?» отвечает «Гамлета. Принца датского»…
Я очень горжусь тем обстоятельством, что пока я работал на Примтелерадио, в его фонде хранился и время от времени звучал в эфире этот акустический шедевр – новелла «Звонок в Копенгаген». Те же самые чувства испытывал в Магадане замечательный, очень тонкий и чуткий прозаик Алик Мифтахутдинов. И Иннокентий Михайлович позже вспоминал, что не пожалел о времени, потраченном на запись. Вот так главный мотив рассказа – о нерушимости человеческих связей повторился в жизни. Жизни, освещенной искусством этого великого артиста.
В почти двух часовую программу включены: аудиозаписи спектакля «Идиот», фрагменты из передачи «Искусство сильно добротой», рассказа «Звонок в Копенгаген» и фильма «Гамлет» - этой выдающейся работой Иннокентия Михайловича Смоктуновского, которой не коснулось время.