Новости > Новость от 10 апреля 2014 г.

Без Приморья моих бы песен не было…

 Александр Гончаренко… Его имя, его песни более сорока лет были на слуху  у многих приморцев. Затем настали «иные времена», и зазвучали иные имена… Но, вот что примечательно, написанное в прежнюю эпоху, оказалось близко и понятно современной аудитории. Почему так произошло, попытались расспросить  у композитора ведущая вечер заведующая нотно-музыкальным отделом библиотеки Галина Токарева и выступивший ее соведущим Александр Брюханов.
- Последний раз подобная встреча  проходила у меня  в 1999 году перед самым отъездом в Петербург,- вспоминает  Александр Терентьевич.- Все мои произведения посвящались Приморью. У меня есть песня «Нет России без Владивостока», так и я считаю, моих песен не было бы без Приморья. Мне особенно дорога «Баллада о Тихом океане», написанная на слова поэта Владимира Коврижкина. Для моряков, рыбаков, всех, кто связан с морем, она стала легендой.
 Эту песню исполнял рыбацкий ансамбль «Волна», а в конце 1970-х годов  «Балладу» записали на Приморском телевидении  в формате нынешнего  видеоклипа. С ее просмотра началась ретроспектива инструментальных пьес и песен Александра Гончаренко. Участникам  вечера было предложено вспомнить «Грустный  напев»- пьесу для кларнета, «Наездников»-в исполнении ансамбля скрипачей «Элегия»…
А потом композитору стали задавать вопросы.
- Как вы стали эстрадником?
- Я учился в Ворошиловоградском музыкальном училище, был народником. На конкурсе молодых исполнителей Украины занял первое место среди баянистов. В училище преподавал Михаил Дунаевский и его часто навещал  его знаменитый брат- композитор Исаак Осипович. Вот тогда-то и появился у меня интерес к эстраде. А затем я познакомился с Александром Цфасманом, который выступал в училище с концертом. По его совету я  организовал эстрадный квартет, внимал советам другого известного композитора -  Андрея Эшпая. Позже меня заинтересовал синтез классики и джаза- симфоджаз.
- Какая из песен вам ближе всего.
- Есть несколько вещей, которые прошли испытание временем. Одна из них «Ожидание», в народе ее называли «Мне сказали не ходи за моряка». Я ее иногда в компании друзей пою. Слова Павла Леонидова. Была очень популярна. А потом, когда Леонидов в Америку уехал, песню запретили.
- Вы организовали в Приморье отделение Союза композиторов. Трудно пришлось?
- В крае были талантливые люди, которых считали композиторами-любителями. Но в Приморье равнодушно относились к творческим личностям. Пришлось много бумаг написать, уговаривать начальство, но все же представительство Союза композиторов России создали, объединило оно 8 человек. И все равно, я чувствовал прохладное отношение. Правда, когда проходили выборы губернатора, ко мне обратились за поддержкой Наздратенко. Я отказался, и даже написал Открытое письмо, в котором высказал все наболевшее… После этого пришлось уехать из Приморья.
- Вам приходилось выступать в селах края?
- А как же. Одно время я сотрудничал с краевой филармонией. Она объединяла 12 творческих коллективов, ежегодно давали 2500 концертов… А сейчас филармонии нет, есть контора по прокату гастролеров.
После этого своеобразного  блиц-опроса, присутствовавшие попросили композитора спеть несколько своих песен. « Я их пою иногда в компании, но это не пение, а обозначение песни,- сказал Александр Терентьевич.- И об этом «Песня о песне». А еще хочу предложить «Это, ты, Приморье», в память о поэте Евгении Мелькове, с которым много сотрудничали, «Наш Владивосток»… Эти песни как благодарность Приморскому краю, его жителям».
Во время встречи произошел интересный эпизод. К Александру Гончаренко обратился давний и постоянный читатель библиотеки Андрей Акулич. Его отец, судоремонтник, увлекался поэзией и в 1977 году написал стихи о Владивостокском судоремонтном заводе Дальневосточного пароходства. Гончаренко положил их на музыку. И вот через 37 лет сын напел композитору и всему залу песню отца о судоремонтниках.
В завершение вечера композитору  вручили цветы и пожелали творческих успехов.