«Владлен Камовский. Город его души» - так назывался вечер -портрет художника, чье творчество, продолжавшееся вот уже 45 лет, посвящено Владивостоку. Вечер был подготовлен Центром культурных программ ПКПБ им. А.М. Горького. За несколько дней до встречи с художником в фойе второго этажа и в Большом читальном зале библиотеки была развернута экспозиция живописных полотен мастера, серия рисунков горожан «Сидящие напротив», сделанных во время его поездок по 23-у автобусному маршруту, выставка фотографий, документов, реликвий из личной коллекции, инструментов художника.
-Наши отношения с городом- глубоко личностны. У кого-то любимое место Набережная, у другого Голубинка, кому-то трудно представить Владивосток без Миллионки. Мне, к примеру, дорога Пушкинская, сень которой долгие годы хранил Александр Сергеевич, чей памятник стоял в ее изначалье,- говорил, открывая вечер, его ведущий Александр Брюханов. - Но это все фрагменты города. Когда же между ними обнаруживается связь-город собирается в единое целое, и сегодня «это целое» мы попытаемся увидеть глазами живописца Владлена Камовского.
На полотнах художника - городские пейзажи, сделанные в разные годы. Ранние работы (улочки Мальцевского оврага, Голубинки, Седанки) с трудом узнаются современниками - так изменился облик Владивостока.
-Когда в начале 80-х годов я увидела на выставке живопись Камовского, поняла, что художник открыл мне глаза, показал, как прекрасна архитектура нашего города,- делилась своими впечатлениями искусствовед Приморской картинной галереи Людмила Варламова.- Его работы-это классический реализм, мягкая тоновая живопись. Владлен Александрович способен создавать не только камерные работы, он первым из приморских художников стал мастером панорамных, архитектурных пейзажей.
На выставке в библиотеке не были представлены подобные работы, ведь полотно «От рассвета до заката» имеет размер 1м.20см. х16 метров, а «Владивосток. Октябрь» на один метр длиннее. Забегая вперед, необходимо рассказать об истории картины-панорамы «От рассвета до заката». На ней Владлен Камовский запечатлел вид из окна своей картины. Работал он над панорамой два года. Представленная на художественной выставке, она произвела сенсацию своими размерами. Несколько лет панорама хранилась в мастерской живописца-городские власти, высказав восхищение, не спешили определить судьбу уникального полотна, ссылаясь, что нет подходящего помещения.
А в 2006 г. в Японском море во время шторма потерпел аварию теплоход «Синегорье». Русских моряков спасла Береговая охрана Кореи. Этот случай, широко освещавшейся в прессе, взволновал Камовского, и, чтобы выразить свое отношение к мужеству корейских спасателей, он решил подарить им свою панораму. Подарок с благодарностью был принят, и работу разместили в Центре береговой охраны в порту Инчхон. Некоторое время спустя, художника пригласили в Корею, и он увидел свою работу с табличкой, рассказывающей о художнике и его даре.
Владивосток своим романтическим обликом увлекал разных художников: Борис Лобас посвящал ему линогравюры, рисунки тушью, Сергей Черкасов- легкие, насыщенные сочными красками акварели. Организаторы вечера разыскали Черкасова-он в этот день находился в бухте Витязь на пленере, и Сергей Михайлович, воспользовавшись громкой связью своего телефона смог поучаствовать в вечере.
-Владивосток-это город нашей юности, и то, что Владлен написал, уже принадлежит истории,- слышался в трубке голос художника.- У Камовского тонкая работа по рисунку, тональности. Он грандиозное дело сделал, запечатлев наш город!
Стоит сказать, что творческий багаж Владлена Александровича состоит из более, чем 300 полотен, этюдов. Его работы хранятся в Приморской картинной галерее, музее им. В. К. Арсеньева, в частных коллекциях США, Швеции, Японии… В художественном собрании Камовского более 40 работ, которые знакомят зрителя с церковным зодчеством, храмами тех городов, где довелось побывать живописцу: Москва, Ленинград, Львов, Нижний Новгород, Трускавец и, конечно, храмы Владивостока. «Впервые я написал церковь в 1959 году, выпускником Благовещенского художественного училища, и, зная отношение властей к храмам, старался, когда была возможность, запечатлеть их облик, боялся, а вдруг порушат. Ведь сколько прекрасных архитектурных культовых сооружений исчезло,- пояснял на встрече в библиотеке Владлен Александрович.- Храмовая тема увлекла меня, появилась идея написать все храмы Владивостока». Участники вечера получили возможность увидеть эти работы во время демонстрации слайд-фильма.
Программа вечера-портрета предусматривала не только знакомство с творчеством Владлена Камовского. С теплыми рассказами о художнике, его увлечениях пришли на встречу журналист Тамара Калиберова, коллеги по искусству руководитель творческого объединения «ХАД» Владимир Косенко, заслуженный художник России Владимир Снытко, дочь художника Рюрика Тушкина Татьяна, с детства посещавшая мастерскую Владлена Александровича, бывшего другом ее отца; когда –то обучавшаяся у Владлена Александровича ныне - компьютерный дизайнер краевой библиотеки Евгения Борщевская. Со словами признательности Владлену Камовскому за вклад в культурную жизнь Владивостока обратилась главный специалист управления культуры администрации города Елена Сушкова. До слез был растроган Владлен Александрович, когда после выступления преподавателей Приморского политехнического колледжа Ирины Коноваловой и Оксаны Медведевой встали студенты и аплодисментами поблагодарили своего Учителя. В этом учебном заведении (бывший Владивостокский строительный техникум) Камовский более 40 лет преподает рисование и архитектурную графику. Плотное общение с владивостокскими зодчими и подсказало в свое время молодому выпускнику Дальневосточного педагогического института искусств свою тему- старую архитектуру, городской пейзаж.
Владлен Камовский благодарен судьбе, что так творчески, так насыщенно сложилась его жизнь художника. Благодарен городу, который одаривал его вдохновением. Творческие импульсы искусству мастера придает и увлечение прослушиванием классической музыки, скрипки. Библиотека сделала подарок герою вечера, пригласив лауреата международных конкурсов, преподавателя по классу скрипки Приморского краевого колледжа искусств Регину Добычину. Пьесы Никколо Паганини в ее исполнении прозвучали в этот вечер в Большом читальном зале библиотеки.
Завершился вечер-портрет необычно. Владлен Александрович «накрутил» старинный патефон-одну из своих реликвий- и поставил пластинки с песнями своей молодости. «Это та музыка, которая звучит во мне, когда я пишу город», - пояснил он.