Искры одного костра

Новость 7 июля 2014 г.
Архив и фонд редких книг краевой библиотеки имени А.М. Горького пополнился документами и раритетными изданиями, связанными с известным в Приморье родом Янковских. Правнук основателя имения в бухте Сидеми, сын Виктории Юрьевны Янковской Орр Чистяков привез на родину своего прадеда и матери реликвии  большой семьи, волею судеб оказавшейся вне России, но сохранившей привязанность к родным местам.
Церемония дарения проходила в Большом читальном зале «Горьковки» на  вечере «От одного костра», посвященном  выдающейся поэтессе русской ветви восточного зарубежья Виктории Янковской. К этому событию сотрудники Центра культурных программ подготовили две выставки. Одна состояла из рукописей, дневников, фотографий, стихотворных сборников  поэтессы. Вторая - не менее интересная - представляла коллекцию книг из ее библиотеки.
Классическая скрипичная музыка, исполненная  трио «Дивертисмент» под  руководством профессора Дальневосточной государственной академии искусств Леонида Ваймана стала прологом к воссозданию биографии Виктории Янковской. Эти вечные мелодии придали торжественность моменту,  создали  в зале атмосферу  духовности и красоты.
Ведущий вечера директор библиотеки Александр Брюханов представил гостей: Орра Петровича Чистякова, его жену Кончиту – Марию Мехиа - Чистякофф , прибывших из Сан-Франциско. Затем он напомнил историю основания  на берегу Амурского залива хозяйства Янковских. Это произошло в конце ХIХ века, когда бывший ссыльный Михаил Янковский выбрал место для своего Конного хутора. За два десятилетия пустынный берег бухты Сидеми превратился в образцовое хозяйство. Сыновья основателя, особенно Юрий, преуспели в разведении лошадей, создали пантовую оленеводческую ферму, начали выращивать на плантациях жень-шень. Зоопарки Европы закупали у Янковских отловленных леопардов, оленей, музеи выписывали коллекции насекомых, бабочек, птиц. Всех членов императорской фамилии, высоких правительственных чинов, посещавших Владивосток, привозили в Сидеми и показывали, чего можно добиться в Южно-Уссурийском крае упорным трудом.
Но осенью 1922 года наступили недобрые для Янковских  времена. Народно-Революционная армия с боями заняла Приморье, и  Юрий Михайлович Янковский с многочисленной семьей покинул родовое имение, нашел прибежище в Корее. Подрастающая дочь  Виктория записывала в дневнике  воспоминания о жизни в Сидеми, отмечала все значимые события, происходившие в Лукоморье и  Новине - новых местах, которые осваивали Янковские. Там, в Корее, она стала писать первые стихи, сочинять  рассказы, собирать в альбомы фотографии. По мысли ведущего вечер, Янковские на протяжении многих лет поддерживают костер родовой памяти, и его искорки долетают до наших времен. О судьбе семьи можно прочитать в библиографическом сборнике «Валерий Янковский», выпущенным   ПКПБ им. А.М. Горького в 2008 году в серии «Краеведы Приморья».
 Многое осталось за страницами книги, и на вечере Орр Чистяков, отвечая на вопросы Александра Брюханова  привел интересные подробности из биографии своей матери. Она, по образу жизни, видимо,  пошла в деда: хорошо чувствовала себя в тайге; в Корее, Маньчжурии исходила все окрестные горы. Умела обращаться с оружием, охотилась на коз, кабанов. Любила уединение. В Корее часто жила в отдаленной фанзе, а перебравшись с сыном  в Маньчжурию  поселилась у младшего брата – Валерия, построившего  в малолюдной  местности дом - Тигровый хутор. Александр Брюханов, вспоминая свою встречу с Викторий Янковской в 1991 году, считает, что у нее «был характер владычицы гор, таежных урочищ. Она была резкой, неуступчивой, совершенно не заботилась  о том, какое впечатление производит. Не потому, что высокомерна и заносчива, не потому что шляхетский род вдруг проступал сквозь диковатые азиатские черты,  а потому, что таковой была ее природа, ее стихия».
Уединение способствовало творчеству, созданию стихов. Виктория публиковала их в русскоязычных газетах Харбина и Шанхая. Внимательно следила за поэтической жизнью русской эмиграции, литературными процессами, происходившими на ее бывшей родине.  Орр рассказывал, что мать постоянно сочиняла стихи, записывала их в тетради, на какие-то клочки бумаги. Когда после многих лет скитаний по городам и странам, она переехала в США, то  местом жизни выбрала провинциальный  Форт-Росс, бывшее русское поселение на побережье Северной Калифорнии.
И здесь, в Америке, Виктория Янковская продолжила свое поэтическое творчество. Ее имя было знакомо редакторам, читателям  газет «Русская жизнь», «Новое русское слово». Эти издания  с готовностью предлагали ей  свои страницы; сама она переписывалась с русскоязычными редакциями.  У нее было много знакомых литераторов в разных странах, и она вела с ними переписку, высылала им книги, сама получала книжные новинки. С семейным архивом поэтессы, представленным на выставке в библиотеке, познакомила сотрудник Центра культурных программ Людмила Редько. Архив  состоит из документов, переданных в дар несколько лет назад ее братом, писателем Валерием Янковским и реликвий, присланных  ее сыном. Это 45 дел, фотоколлекция из 160 фотографий, 16 рукописей. После посещения Орром Владивостока, архив этот существенно  пополнится.
Коллекция книг, привезенная из Сан-Франциско сыном Виктории Юрьевны в двух саквояжах, представляет интерес для краеведов, филологов, литературоведов. Некоторые из подаренных изданий становятся  уникальными, так как до этого события их не было в хранилищах Приморья. Ценны эти книги еще и тем, что большинство содержит пометы, примечания Янковской, в них вложены вырезки из газет по поводу той или иной газетной публикации,  рецензии на произведения.
Судьбе было угодно, что Виктория Юрьевна, после почти что 70-летней разлуки, посетила родное гнездо, или то, что от него осталось. В сентябре 1991 года она вместе с Орром приехала в Приморье, где в поселке Безверхово (бывшее Сидеми) открывали памятник ее деду Михаилу Ивановичу.  На склоне сопки, среди дубов стоит бронзовый первопроходец с винчестером в руке. Он такой, как герои любимых книг его внучки- Фенимора Купера, Томаса Майн Рида, Роберта Стивенсона… По этим приключенческим романам Виктория учила в Маньчжурии  с 4-х летнего возраста своего сына русскому языку, русской речи… Виктории было приятно, что спустя годы вспомнили о ее деде, увековечили память Михаила Янковского. Сам же поселок, зверосовхоз повергли ее в уныние. Вернувшись  домой, в Америку, она тяжело переживала увиденное, не могла понять почему некогда преуспевающее хозяйство находится в запустении. Свои мысли о посещении Сидеми она изложила в стихах. Эту поэму в рукописи, Орр передал библиотеке. Стоит сказать, что вскоре после посещения Викторией Юрьевной Приморья, во Владивостоке был издан  сборник стихов Янковской «По странам рассеяния».
-Было бы хорошо издать книгу ее стихов, рассказов, написанных в Корее,- высказал пожелание на вечере Орр Петрович.- На мой взгляд, у нее есть произведения, заслуживающие внимания сегодняшних читателей.
Вечер-портрет «От одного костра» сопровождался чтением стихов поэтессы в исполнении студентов театрального факультета ДВГАИ, романсов. Состоялся он, благодаря поддержке людей помнящих и ценящих прошлое края: компании DNSDEVELOPMENT( Александр Голутвин и Андрей Артамонов), торговая фирма «Корпус» ( Борис Левашко), Социо - культурного фонда «Первопроходцы Дальнего Востока» (Леонид Васюкевич), председателя Приморского отделения Союза  женщин России (Зинаида Иовкова).