«Крейсера» - так называется новый масштабный общественно-исторический проект краевой библиотеки им. А.М. Горького. Он осуществляется одновременно с подготовкой в Приморском академическом драматическом театре им. М. Горького премьеры спектакля «Крейсера» по одноименному роману В. Пикуля.
Участникам проекта предстоит узнать многое. О русско-японской войне 1904-05 годов, действиях отряда Владивостокских крейсеров на морских коммуникациях в Японском море, о том, как мужество и отвага русских моряков отражены в отечественной литературе (в частности, в романе В. Пикуля «Крейсера», послужившему отправной точкой разговора), о героико-патриотической теме в репертуарах приморских театров, о творческой «кухне» театрального коллектива при подготовке спектакля. Проект состоит из нескольких разноплановых мероприятий, и продлиться два месяца. Прологом к нему в библиотеке явилась постоянная экспозиция из коллекции профессора Геннадия Турмова. Это альбомы, почтовые карточки, документы, ордена и медали, именное оружие и другие реликвии периода русско-японской войны. Периодически Геннадий Петрович, сотрудники библиотеки проводят экскурсии с посетителями выставки.
Первая творческая встреча в ПКПБ им. А.М. Горького называлась «Крейсера» как фрагмент приморского историко-театрального контекста». Начиная вечер, автор сценария и ведущий Александр Брюханов сказал, что по сути, в библиотеке начинает действовать творческая лаборатория и ее участникам предоставлена возможность проследить этапы рождения спектакля, окунуться в атмосферу его создания, побывать на генеральной репетиции, обсуждении. К премьере театра привлечено общественное внимание, так как она включена в программу всероссийского общественно-исторического проекта, посвященного 110-летию Русско-японской войны, который курируют Министерство культуры РФ, Министерство по экономическому развитию Дальнего Востока и Российское военно-патриотическое общество.
О том, как появился этот проект, рассказала директор драматического театра Валентина Седова: «Не так давно наш театр посетил министр развития Дальнего Востока Александр Галушко, и в разговоре он высказал пожелание, чтобы театр поучаствовал в федеральном проекте, посвященном 110-летию Русско-японской войны, пообещал финансирование. Стали искать подходящую вещь, и вспомнили, что когда – то, лет двадцать назад, театр Тихоокеанского флота ставил спектакль по пикулевским «Крейсерам». Нам передали сценарий. Его взяли за основу, и работа началась. Планируя премьеру, мы сочли нужным, чтобы во Владивостоке, в контексте с ней прошли и другие мероприятия, связанные с памятной датой: возложение венков к мемориалам, открытие военно-исторической выставки, концерт ансамбля песни и пляски ТОФ… Наши предложения получили поддержку в Министерстве культуры».
Включение в репертуар пьес на «местную тему» давняя традиция провинциальных театров. В Приморье она наиболее сильно заявила себя в начале 50-х годов прошлого столетия. Экскурс в прошлые театральные сезоны сделала кандидат исторических наук Эрика Осипова. Она напомнила, что тогда в «Горьковском» театре заблистала звезда Елизаветы Бондаревой, но не как актрисы-она уже не выходила на сцену,- а как автора пьес «Сергей Лазо», «Хрустальный ключ», «Чайки над морем». Особый успех в Приморье, и на гастролях в Москве способствовал спектаклю о пограничниках заставы Хрустальных ключ. Приморские зрители тепло принимали «местных» героев в пьесах «Приморская лирическая», «Семья Плахова», «Разбуженная совесть» Валерия Шаврина. По мнению театроведа Галины Островской, так же принимавшей участие в работе творческой лаборатории, и хорошо знавшей Валерия-актера и драматурга краевого театра, успех его пьес заключался в том, что своих героев Шаврин писал под амплуа своих коллег. Эрика Осипова вспомнила и другие постановки по произведениям приморских авторов. По ее мнению одни пьесы - отклик на призыв «давать местную тему» сошли на нет, другие заслуживают внимания, нового прочтения и возрождения на сцене.
Александр Брюханов назвал спектакли, которые в свое время были приняты людьми театра: «Шторм восемь баллов» и «Разгром». Последний стал кульминацией местной темы, последующие пьесы приморских авторов и их постановки были слабее. И вот - через продолжительный срок внимание к популярным среди моряков –тихоокеанцев героям «Крейсеров». На встречу в библиотеку пришел актер Сергей Кашуцкий, участвовавший в 1996 году еще студентом Института искусств, в спектакле театра ТОФ. Он, как и многие другие исполнители был молод, наивен, но старался проникнуться духом и настроением русского офицерства. С «Крейсерами» театр побывал на гастролях во многих гарнизонах флота. Они проходили в суматошные 90-е годы, реакция публики на происходящее на сцене была неоднозначной. «Сейчас другие времена и я желаю новой постановке «Крейсеров» успеха, чтобы спектакль имел более длительную жизнь, чем наш»,- сказал актер.
Думается, всех присутствующих на вечере заинтриговала возможность проследить историю зарождения спектакля, заглянуть за кулисы театра, сравнить произведение Пикуля и его сценическое воплощение. О том, как труппа флотского театра готовилась к премьере «Крейсеров» вспомнила директор библиотеки им. В. Пикуля Владивостокского Дома офицеров флота Светлана Ибрагимова. Сценарий одноактной пьесы написал журналист газеты «Боевая вахта» Валерий Дюбкин. Режиссеры, артисты часто приходили в библиотеку посмотреть литературу о русском флоте, иллюстрированные издания, определиться со сценическими костюмами. Рассказала Светлана Алексеевна вкратце о Валентине Пикуле, о переписке с его вдовой Антониной Ильиничной.
А вот о том, как замысел автора «Крейсеров» воплощается в постановку, что привлекло из многопланового повествования Пикуля режиссера, постановщика участники общественно-исторического проекта узнают на следующей встрече, которая состоится в библиотеке 17 ноября.