Продолжением авторского цикла Александра Брюханова « Мой ХХ век. Ценности ушедшей эпохи» стала программа, посвященная Белле Ахмадулиной.
Вечер «Свеча горит», состоявшийся в Большом читальном зале «Горьковки», собрал любителей поэзии разных поколений, для которых образ свечи и образ поэта Ахмадулиной воспринимаются символом любви, одухотворенности, поиска духовной истины. Сочинять свои стихи при свете зажженной свечи, черпать вдохновение в ее трепетном свете является ритуалом многих поэтов.
Свой рассказ о Белле Ахмадулиной автор начал с показа киносюжета полувековой давности: ее выступление на одном из знаменитых в те времена (конец 50- начало 60- тых гг.) поэтических вечеров в Политехническом музее Москвы. Запись сохранила «пленительный хаос созвучий, вибрирующий ритм, мерцание причудливых метафор и ясную огромность смысла во всем, что касается человека и его присутствия в этом мире,- комментировал автор вечера.- Ее прихода в мир словно бы ждали. Так все счастливо сошлось для нее: время общественных перемен, оттепель в стране и оттепель в умах. Ее манера видеть и так выражать увиденное были мгновенно услышаны и признаны». И Александр Георгиевич вспомнил, как восьмиклассником в Уссурийске впервые услышал это имя, как принялся разыскивать ее стихотворения и ее друзей, тоже поэтов -Андрея Вознесенского, Евгения Евтушенко, Роберта Рождественского. Интерес к личностям молодых творцов, «шестидесятников» вывел его на еще одно знаковое для поэзии имя-Анна Ахматова. Но полное знакомство с ее стихами произойдет гораздо позже, и тогда обнаружиться, по словам Александра Георгиевича, духовная связь двух поэтесс.
Первым сборником стихов Беллы Ахмадулиной, который он прочитал, и который «дороже для меня и по сей день» стала небольшая книжечка «Уроки музыки». Несколько стихотворений из нее услышали участники вечера в исполнении ведущего, и первым прозвучала «Свеча», знаковая вещь для Ахмадулиной:
Всего-то- чтоб была свеча
Свеча простая, восковая,
И старомодность вековая
Так станет в памяти свежа…
Ее стихи, по мнению А.Брюханова, «приучили нас к затейливому и весьма прихотливому слогу, и он, спустя время, уже не кажется таковым, теперь он воспринимается разумным и внятным. Этим слогом она выразила то, что ей представляется самым важным-любовь, доброту, предрасположенность к творчеству». Стихи Беллы Ахмадулиной, прочитанные ей самой, автором программы, переложенные на музыку, и прозвучавшие в исполнении студентки ВГУЭС Кристины Радченко сопровождали рассказ о творческом пути поэтессы. Ведь она сама говорила: «Вся моя жизнь в моих стихах».
А. Брюханову посчастливилось видеться с Ахмадулиной, записать на магнитофон беседу. Происходило это в 1992 году в знаменитом Комарово под Ленинградом, где случайно встретились радиожурналист из Владивостока и знаменитая поэтесса, отдыхавшая в Доме творчества композиторов. «Наше общение развивалось неровно. Ей было интересней в этом времени, мне-в том, когда поэзия была растворена в самом воздухе, сама была как глоток свежего воздуха, без которого можно было задохнуться,- вспоминал Александр Георгиевич.- В разговорах с Беллой Ахатовной я все время возвращался к теме товарищества, теме дружбы- профессиональной и человеческой. Дружбы, которой были сильны она и ее товарищи по поэтическому поколению. Дружбы, которая давала пример многим- держитесь вместе, «возьмитесь за руки, друзья, чтоб не пропасть по одиночке». Что отвечала журналисту его собеседница, участники вечера услышали в раритетной записи, сделанной более 20 лет назад.
Комарово-курортный поселок под Ленинградом- известен тем, что здесь жила и отдыхала творческая интеллигенция. Одной их знаменитых дачниц была Анна Ахматова. И то, что счастливый случай свел автора программы с Ахмадулиной именно в этом местечке среди сосен на берегу Финского залива, он считает знаменательным: «Стояло время белых ночей, а в одном из окон Дома творчества композиторов каждую ночь зажигалась свеча. Как некогда, в Комарово. В бытность Ахматовой, тоже писавшей при свечах. Ахмадулинская свеча зажжена от ее свечи… Нежный пламень ее трепетал, подрагивал на холодных сквозняках истории, но никаким общественным холодам было не под силу загасить его. На ахмадулинскую свечу тянулись те, кто спасался от суеты, ища сущего, кто претерпевал от быта, предпочитая ему б ы т и е».