В начале России

Новость 8 декабря 2014 г.
«Солженицын. Год 1994-й. В начале России»- так называлась очередная авторская программа Александра Брюханова из цикла «Мой ХХ век. Ценности ушедшей эпохи».
 Приезд  во Владивосток из многолетней зарубежной ссылки Александра Солженицына стал наиболее ярким событием уходящего столетия. Тем пяти весенним дням и был посвящен рассказ-воспоминание  бывшего главного редактора художественного вещания Приморского радио, автора легендарной программы «Популярное время» Александра Брюханова. «Память о них так свежа, что, кажется, все происходило вот только что,- делился своими воспоминаниями рассказчик. -  Тысячи горожан пришли приветствовать писателя, автора «Одного дня Ивана Денисовича», и распространенного по самиздату  «Архипелага ГУЛАГ».
 На центральной площади Александр Исаевич появился в сопровождении тогдашнего вице-губернатора И.П.Лебединца. Ничего более карикатурного представить было нельзя. Игорь Петрович, правая рука губернатора Наздратенко, фигура одиознейшая. Подобными персонажами переполнена вся отечественная лагерная литература. Писатель Борис Можаев, давний друг Солженицына, приехавший во Владивосток встретить товарища,  назовет это «причудами пошлости». Тогда, на площади Солженицын, обращаясь к собравшимся,  сказал, что приехал в страну истерзанную, покореженную, изменившуюся до неузнаваемости. «Хотелось бы вместе с вами искать верные пути, как выбраться из этой 75-летней трясины. Многострадальный наш народ заслужил, то, чтобы увидеть в своей жизни свет правды»,- говорил писатель.
Александру Брюханову удалось побывать, практически,  на всех встречах писателя с приморцами, начиная с большой пресс – конференции для отечественных и зарубежных журналистов, съехавшихся во Владивосток освещать приезд Александра Исаевича. Там, на пресс – конференции, им и был задан Солженицыну первый вопрос: как уважаемый автор «Одного дня Ивана Денисовича»  относится к президенту Ельцину, который заявил:  «Творчество Солженицына торило дорогу правде. Основываясь на этой правде, я выстраиваю свои отношения с народом». «Но отношения с народом у первого президента России были сложные, - рассказывал Брюханов, -  поэтому, помимо меня, максимум два зарубежных корреспондента, адресовали Солженицыну тот же вопрос. Александр Исаевич отвечал уклончиво, дескать, не пришел час давать оценки российскому президенту. Он в России чуть больше суток. Дайте оглядеться, в чем – то разобраться самому»...
 «Я все время пытался понять-какой он, Солженицын? Кто он? Апостол правды? Русский патриот? Спаситель жизни?»,- делился своими размышлениями Александр Брюханов.  Он привел мнение режиссера Станислава Говорухина, автора телефильма «Александр Солженицын. Год 1992-й», с которым встречался во Владивостоке. На вопрос: «С чем вернется из Вермонта на родину Александр Исаевич, повлияет ли его возвращение на расстановку политических сил?» Говорухин ответил: «Нисколько не повлияет. Разве что в культурном отношении будет заметен какой-то результат».
Наконец, ответ ведущему «Популярного времени» дал и сам писатель. Случилось так, что Брюханову, единственному  из журналистов, посчастливилось получить согласие Солженицына на эксклюзивное интервью. «К полдню к Дому радио стал подтягиваться народ, - вспоминал Александр Георгиевич.- Горожане выстроились по обе стороны от дороги, и когда Александр Исаевич вышел из машины, раздались аплодисменты. Он, Наталья Дмитриевна, оба сына прошли в студию, где все было готово к записи. Солженицын попросил ознакомить его с вопросами. Он сказал, что ответит на все, за исключением двух: о кризисе власти и о расстреле Верховного Совета в 1993 году… Я сказал Александру Исаевичу, что многие уважаемые люди рассматривают его возвращение как дату начала новой для России эпохи. «Я не посмел бы назвать мое возвращение «эпохой» для чего либо, кроме разве культурного влияния,- ответил собеседник.-Мое возвращение только начинается. Пребывание во Владивостоке-столь небольшая  часть этого возвращения, что я поостерегся бы давать какие-то общие оценки».
Участники вечера получили возможность услышать фрагменты этого интервью, записанного 20 лет назад. Завершалось оно такими словами: « Сейчас мне 75 лет. Есть возраст, и есть последняя задача-помочь России в ее такие страшные часы. И больше ничего».
Рассказ о писателе, лауреате Нобелевской премии, мыслителе Александре Исаевиче Солженицыне автор ограничил только личными воспоминаниями о нескольких днях общения. Впереди у Солженицына будет путь через всю Россию, многочисленные встречи по пути следования поезда, выступление с горькими размышлениями о стране в Государственной Думе, публикация пророческой статьи «Русский вопрос к концу ХХ века», гражданский поступок, который он совершит,  отказавшись  принять государственную  награду из рук Ельцина…
А тогда в самом конце весны 1994 года, писатель всматривался в новую Россию, старался понять и оценить ее путь. Путь, который для него начинался во Владивостоке.