«Крейсера» уходят в поход

Новость 19 декабря 2014 г.
Близится к финалу совместный общественно-исторический проект ПКПБ им. А.М. Горького и Приморского академического театра драмы  «Крейсера», приуроченный к 110-й годовщине Русско-японской войны. 13 декабря состоялась премьера одноименного спектакля, привлекшая внимание широкой общественности. На первом представлении присутствовали министр РФ по развитию Дальнего Востока Александр Галушка и  вице-губернатор Приморского края Татьяна Заболотная.
Основой спектакля, как знает об этом зритель,  явился роман Валентина Пикуля о морских операциях владивостокского отряда крейсеров в период Русско-японской войны 1904-05 годов. В инсценировку театр включил отдельные эпизоды из другого романа Пикуля, также повествующего о  русских моряках, принимавших участие в Русско – японской войне - «Три возраста Окини-сан».
Краевая библиотека на три месяца стала своеобразной лабораторией, в которой рассматривалась история приморских спектаклей на местную тему; ее участники знакомились с творческими особенностями театрального действа, приемами актерского и режиссерского  мастерства.  На встречи к участникам лаборатории приходили историки театра, артисты, научные сотрудники музея истории  ТОФ, исследователи событий Русско-японской войны, Тихоокеанского флота, театроведы, библиотекари…  Как заметил, открывая заключительное перед премьерой занятие директор библиотеки Александр Брюханов, из этих встреч сложился своеобразный дневник одного спектакля.
К этому времени «Крейсера» уже обрели сценическое лицо и приглашенный из Москвы музыкальный руководитель Вячеслав Стародубцев отметил, что спектакль наполнен любовью к истории российского флота, Приморью. Тот сложный материал, который вместился в пьесу, актуален в наши дни, связан с современностью. « Эта мысль заложена в прологе,- говорил Стародубцев,- многие герои еще юны по возрасту, и мне, работая над спектаклем, хотелось, чтобы он привлек молодого зрителя». О постижении образа своего героя  адмирала Макарова (Николай Тимошенко), адмирала Того (народный артист РФ Александр Славский) рассказали актеры театра; они поделились впечатлениями от знакомства с историческими личностями, порассуждали о том, как важно воплотить художественный вымысел в конкретный образ.
Военно-морская тема в репертуаре театра не появлялась давно, и чтобы «держать марку» театр пригласил консультанта, капитана I-го ранга, начальника Дома офицеров флота Владимира Пискайкина. Он занимался с актерами строевой подготовкой, показывал элементы семафорной азбуки, рассказывал об офицерстве русского флота. « Через несколько месяцев работы с артистами  я понял, что «пойду с ними в разведку»,- говорил Владимир Владимирович.- Мне хотелось вложить в их души  любовь к Родине, флоту, самому великому флоту в мире. То, что я вижу на репетициях,  меня удовлетворяет как моряка, командира».
Боевые операции отряда владивостокских крейсеров до сих пор интересуют исследователей, историков-краеведов. Владимир Карташев, директор морского поисково-исследовательского центра «Искра» Тихоокеанского флота продолжительное время ведет с единомышленниками поиск погибших кораблей, изучает военные морские операции на Тихом океане. На встрече в библиотеке он рассказал об экспедициях к местам гибели крейсера «Рюрик», броненосца «Петропавловск», транспорта «Иртыш», о том с какими историческими свидетельствами, фактами ознакомились члены экспедиций. «Мы ставили себя на место участников морских сражений, пытались представить, что испытывал раненый во время боя вахтенный офицер «Рюрика» Иванов-13-й, принявший на себя командование после гибели командира, задумывались: как бы я повел себя на месте командующего русской эскадрой Рожественского в Цусиме?»,- делился своими соображениями Владимир Александрович. Он показал участникам творческой лаборатории фрагменты из своего документального фильма «Дедушка «Рюрик».
Последняя встреча в библиотеке в декабре называлась «Рождение спектакля. Дневник репетиций». И его участники получили возможность посещать репетиции в театре, пообщаться с режиссером-постановщиком Ефимом Звеняцким, задать ему вопросы. После премьеры труппа продолжает работу над «Крейсерами» и когда в январе возобновится постановка, участники совместного проекта посетят театр. В те же дни состоится и обсуждение спектакля.
«Крейсера» выйдут в поход к приморскому зрителю.