Они жили в Урадзиосутоку

Новость 12 января 2015 г.
С малоизвестными страницами жизни японцев в Приморье познакомились слушатели Исторического лектория. Востоковед – филолог З. Моргун представила  свою книгу «Японская мозаика Владивостока. 1860-1937гг.». Подобно известному литератору В. Гиляровскому,(чьи зарисовки о старой Москве подсказали библиотекарям идею создания своего лектория), Зоя Федоровна ведет читателя в дома Маркеловского и Косого переулков, дворы Китайской, Пекинской, Фонтанной улиц Владивостока, в которых в основном  жили, занимались коммерцией, держали различные заведения члены японской диаспоры. На лекции в библиотеке она рассказала, какими путями и когда оказались на берегах бухты Золотого Рога жители соседней страны, как сложились их судьбы.
По сути, презентация книги превратилась в увлекательную фотоэкскурсию в прошлое. Сотрудник Центра культурных программ библиотеки Людмила Редько отобрала из обширного архива автора редкие снимки, объединила их в видеоряд, а Зоя Федоровна давала к ним пояснения. На одной из фотографий два мальчика- сыновья главы Владивостокского отделения торгового дома «Судзуки сётэн» г-на Ирино. Один из них Владимир Есиро стал известным композитором, и на доме №5 нынешнего Краснознаменного переулка, где он родился, членами Общества дружбы с Японией не так давно установлена мемориальная доска. Другой японец Хориэ Сёдза оставил о себе память в виде дневника на русском языке, в котором описал свою жизнь во Владивостоке. Его дочь Хориэ Мати уже в наше время приезжала на родину отца, пыталась отыскать магазин, где работал в 1892 году ее дед Хориэ Надзо.
Исследованием жизни японской диаспоры  Моргун заинтересовалась во время учебы в Дальневосточном государственном университете. Будучи аспиранткой,  опубликовала в 1991 году реферат «Японцы во Владивостоке». И с тех пор по крупицам собирала материалы в отечественных архивах, во время поездок в Нагасаки, Токио. Потомки бывших приморцев бережно хранят свидетельства о жизни их родственников в Урадзиосутоку ( так по японски звучит название Владивостока), по возможности приезжают в наш город. Зоя Федоровна рассказала о том, как в 1996 г. сопровождала г-жу Катаяма во время прогулки по ул. Фокина, и они отыскали дом, где та одно время жила с родителями. Ее отец Аюгай Фуюо был служащим пароходного агентства.
В «Мозаике» представлена разноликая диаспора восточных соседей от девушек увеселительных заведений до служащих японских банков. На протяжении 60 лет основная сфера деятельности японцев во Владивостоке сосредотачивалась на обслуживании нужд портового города. В книге приведены названия компаний, фирм, различных заведений, фамилии их представителей и владельцев. С интересом читаются главы о малоизвестных  до сих пор фактах  пребывания моряков русских кораблей в Нагасаки, страницы, посвященные русско-японской войне 1904-05 годов, интервенции Владивостока. Все это позволяет сказать, что исследование, проведенное       З. Ф. Моргун,   полезно и будет с интересом встречено самым  широким  кругом  читателей.