В отделе краеведческой литературы завершено оформление репринта редких книг, отпечатанных по заказу ПКПБ им. А.М. Горького Санкт–Петербургским издательством «Альфарет».
Особую ценность среди этой литературы конца ХIХ начала ХХ веков представляют девять выпусков «Спутника по Сибири, Манчжурии, Амуру и Уссурийскому краю» И.С. Кларка в десяти томах, с 1906 по 1913 года. Оригиналы этих справочников целый век хранятся в библиотеке и за столь долгий период, и частое обращение к ним читателей, «дышат на ладан». Вот поэтому и было принято решение восстановить ценное издание.
Выход «Спутника» в свет был связан со строительством Уссурийской и Восточно-Китайской ( впоследствии Китайско – Восточной) железных дорог. Появление надежного транспортного сообщения в 1897 году между Владивостоком и Хабаровском, кратчайшего железнодорожного пути из Приморья в Сибирь через Манчжурию в 1903-м, открыли перед тысячами пассажиров, торговцев, промышленников большие перспективы. Теперь из России во Владивосток можно было доехать за 12-20 суток, вместо 45 морским путем.
Составитель «Спутника» И.С. Кларк так объяснял цель своей работы: « … иметь путеводитель, который хотя бы поверхностно знакомил путешественника с отдаленным краем… Дать не только литературный очерк отдаленной окраины, но и снабдить его возможно полным справочным отделом… о торговых фирмах, учреждениях, фабрично-заводских предприятиях, гостиницах и т.п.». Эту задачу Иван Степанович выполнил добросовестно.
Изданию «Спутника» способствовало Управление Уссурийской железной дороги, в котором Иван Степанович Кларк начинал служить заведующим коммерческим отделом, а затем начальником конторы движения. Сбор материала для первого выпуска занял три года. За это время Кларк побывал на всех дальневосточных железнодорожных станциях, завел переписку с руководством железных дорог всей России, почтовыми станциями, судоходными компаниями, собирал статистические данные по всему Приамурскому краю. Об одной такой его поездке газета «Дальний Восток» писала, что Кларк производит «коммерческий обзор производительных сил местностей края, по которым пролегает Уссурийская дорога. Управление дороги оказывает вместе с тем и несомненную услугу местному, молодому еще населению, т.к. оно быстрее усвоит все шансы, которые имеются на его стороне, в смысле умения пользоваться услугами дороги».
Современному читателю трудно представить, с какими трудностями сталкивались люди, отправляясь в поездку по железной дороге на Дальний Восток или, напротив, в Россию. Каждая дорога имела свои правила, тарифы, Информации о продаже, стоимости билетов, пересадках, движении поездов не было. Как это происходило, жителям Владивостока поведал через газету известный в начале ХХ века театральный режиссер и актер В. Никулин. Вместе с драматическим театром он в 1903 г. отправлялся из Москвы на гастроли на Дальний Восток. «Нам было чрезвычайно важно знать, сколько стоят билеты разных классов и стоимость перевозки каждого пуда багажа до места назначения, указания, где нам предстоят пересадки и проч. Дама ( в справочном бюро - ред.) испуганная столь многочисленными справками, откровенно призналась, что точных сведений и расписаний по всему пути еще нет…». Актеры с реквизитом на пяти извозчиках переезжали с вокзала на вокзал, пока на Рязанском, один господин, видимо сам не раз бывавший в подобных ситуациях, не посоветовал взять билеты на обычный поезд и договориться обо всем с его начальником.
«Спутник» Кларка давал читателю подробную, достоверную информацию обо всем, что поджидало путешественника: расписание движения поездов азиатской и европейской русской сети, пароходов, сообщения на лошадях, таксы легковых извозчиков во Владивостоке и Хабаровске, сравнительные таблицы валют. В нем были опубликованы очерки о громадном, мало обжитом, крае России, через который проходил железнодорожный путь от Владивостока до Читы. Читатель получал сведения обо всех городах, станциях, крупных селениях, узнавал имена - фамилии местных правительственных чиновников и владельцев различных фирм, Торговых домов, судоходных компаний, магазинов. Со страниц «Спутника» можно было узнать цены на хлеб, мясо, овощи, рыбу и другие товары в Хабаровске, Владивостоке, Харбине, Благовещенске, Никольске-Уссурийском, тарифы на перевозку грузов, доставку почты…
Сам Иван Степанович не совсем был доволен своей первой печатной работой. Издание справочника пришлось на период революционных волнений. Во Владивостоке восставшие солдаты и матросы, разгромили часть учреждений, из-за забастовки не было два месяца телеграфной связи, отрезавшей город от метрополии, типографии простаивали из-за отсутствия бумаги. Да и часть общественных организаций края не откликнулись на просьбы издателя дать необходимые сведения.
И все же новое издание стало популярным, разошлось мгновенно. Уже в конце 1906 года, И. Кларк подготовил еще один выпуск на текущий и 1907-й годы. Отныне «Спутники» стали выходить ежегодно. Возрос объем справочного материала. Кларк оставил службу, основал небольшую контору по движению грузов и занялся вплотную издательством «Спутника». К нему в дом на Федоровской улице приходили не только грузоотправители, но и литераторы, специалисты различных ведомств, учреждений. Например, большую помощь по литературной части, одно время оказывал инженер путей сообщения Н. Спенглер.
Хранящийся в нашей библиотеке последний дореволюционный выпуск «Спутника» датирован 1913 годом. Введение более строгой цензуры в связи с началом Первой мировой войны приостановило издание справочной литературы. Перестала выходить также «Справочная книжка по гор. Владивостоку, Приморской области», издаваемая статистическим управлением. (Кстати, все ее 10 репринтных выпусков «Альфарета» также хранятся в краевой библиотеке).
Стоит добавить, что кроме 10 томов репринтного издания «Спутника по Сибири, Манчжурии, Амуру и Уссурийскому краю» краевая библиотека им. А.М. Горького располагает и его цифровой копией.Следующий, известный нам справочник «Весь деловой и торговый Владивосток на 1924 г.» Иван Степанович Кларк составил уже при советской власти. Издан он был Примгубдеткомиссией, и вырученные деньги пошли на помощь голодающим детям России. В последующие годы подобные справочники не только в Приморье, но и в стране не выходили.