Об искусстве, с которым обретаешь крылья

Новость 2 марта 2015 г.
Сюжет мелькнул»…- так назвал  очередной проект авторской программы «Мой ХХ век. Ценности минувшего столетия» ее ведущий Александр Брюханов.
Темы этого популярного цикла в Год литературы опре«делились его главной задачей: возродить ценность книги, вернуть в наш культурный обиход замечательную привычку и умение русского человека читать. Отмеченная  в январе 155-я годовщина со дня рождения А.П. Чехова стала хорошим поводом для автора проекта обратиться к творческому наследию  писателя, поговорить о его драматических произведениях. По мнению А. Брюханова Чехов – драматург многое определил в театральном искусстве  ХХ века.
Напомним, прошлый век начинался  постановкой «Трех сестер» в режиссуре Константина Сергеевича Станиславского, а завершился постановкой этой же пьесы в Художественном театре, осуществленной  Олегом Николаевичем  Ефремовым. Это было совершенно непохожее на прежние театральные решения прочтение. «Я смотрел «Трех сестер» Ефремова с ощущением, что слышу этот текст впервые. И сюжет тоже открывается мне как будто впервые,-делился своими воспоминаниями  Александр Георгиевич.- Один и тот же текст-и два совершенно непохожих прочтения… Так бывает».
Проект «Сюжет мелькнул»- о такой же ситуации, о разном воплощении одной и той же пьесы, одного и того же сюжета. В 2003 году Галина Копылова поставила на сцене Приморского театра молодежи спектакль по пьесе Чехова «Чайка». Назывался он «Вот тебе и театр». Копылова сыграла в нем актрису Аркадину. Она не впервые вышла на сцену в образе женщины, которая посвятила свою жизнь служению театру. Десятью годами ранее она играла эту же роль в спектакле, поставленном режиссером Л. Анисимовым. И вот  новое решение уже когда – то сыгранного образа, свое прочтение, свое понимание чеховской пьесы. В отличие от других спектаклей с этим же названием «Чайка» Галины Копыловой, по словам А. Брюханова, кружила в другом времени, над другими людьми. «Те же разговоры об искусстве, тоже невольное предательство Нины, то же отчаяние Треплева. И все – другое! Иная трактовка. Вольное обращение с текстом. Вообще, эта самая «Чайка» Театра Молодежи - вольность неслыханная! Всего четыре персонажа. Остальные отсечены. Текстовые купюры составили ровно половину текста – такого в сценической истории «Чайки» еще не было. И  вместе с тем  - новый спектакль- это та же  чеховская «Чайка».
Постановка приморских артистов вызвала широкий резонанс. В 2004 году  труппу пригласили участвовать в  Международном Чеховском театральном фестивале в Мелихове. В бывшую подмосковную усадьбу, где расположился Дом-музей А.П. Чехова отправилась и группа тележурналистов, которую возглавил А. Брюханов. Значительная часть увиденного и услышанного там воплотилась в видеофильм «Чайка» взлетевшая в Мелихове». Автор показал свою работу на вечере, и присутствовавшие в Большом читальном зале библиотеки увидели тенистые аллеи парка, сад посаженный Антоном Павловичем, дом, где он жил и написал свою «Чайку», завершил «Остров Сахалин», рассказы «Палата №6», «Рассказ неизвестного человека» и т.д. Видеофильм позволил окунуться в атмосферу фестиваля,  зрители услышали мнение о приморской чайке известных чеховедов, театральных деятелей, организаторов фестиваля. Они поделились  своими мыслями о чеховской драматургии, поразмышляли, почему на протяжении столетия герои его пьес продолжают волновать людей.
После просмотра фильма ведущий пригласил на сцену заслуженных артистов России Галину Копылову и Александра Волосянко. Галина Петровна поделилась своими размышлениями о писателе, о любимых образах, о своей Аркадиной, которую она играла на протяжении многих лет. О своей «Чайке», которую она создавала вместе со своими коллегами, горячо поверившими в ее замысел и подержавшими  его  на трудном пути   к сцене. По мысли Галины Копыловой, писатель устами своих героев проповедует не только публике, но самим актерам величайшие заповеди искусства, следуя которым мы постигаем жизнь, постигаем смысл творческой работы. Постигаем, наконец, самое себя.
Г. Копылова и А. Волосянко исполнили фрагмент из своей «Чайки»: монолог беллетриста Бориса Тригорина, в котором он исповедуется начинающей актрисе Нине Заречной о  муках творчества, об усталости и исчерпанности, о навязчивой мысли все время писать и писать. Мысли, которая не дает тебе покоя, заставляет работать и испытывать при этом наслаждение и разочарование.
А затем разговор снова зашел о творчестве Чехова, с которым тесно связала свою судьбу актерская семья Копыловых -Волосянко. Александр за свою сценическую жизнь  сыграл все главные чеховские роли, Галина, занимаясь сейчас  со студентами-театралами Академии искусств, постоянно обращается к  чеховскому материалу, радуясь тому обстоятельству, что молодежь с энтузиазмом отдается этой работе.
В заключении главные герои чеховского вечера преподнесли слушателям еще один подарок-прочитали отрывок из рассказа «Дама с собачкой», передав средствами литературного театра целый мир чеховских чувств эмоций. Атмосферу чеховских времен помогли создать и актеры-любители  студии «Вдохновение», работающей при Пушкинском театре ( руководитель О. Анисимова).