«Призрак»: то ли весны, то ли Оперы.

Новость 6 марта 2015 г.
Оригинальный, прекрасный подарок накануне праздника Весны получили посетители библиотеки, и женщины, и мужчины, пришедшие в «Горьковку» на музыкальный вечер «Совершенство». Преподнесла этот подарок, в нарушение мартовской традиции, женщина, доктор искусствоведения ДВФУ Наталья Федоровская. Она поделилась  своими впечатлениями, какие сложились у нее после знакомства с  популярным  мюзиклом  нашего времени «Призрак Оперы» Эндрю Л. Уэббера, и исследовательской работой, посвященной ему. Получился рассказ об истинной силе любви, о тайнах и завораживающим очарованием мире искусства.
«Когда я прослушивала записи, читала перевод текста мюзикла, у меня возникло недоумение: героя бросила любимая, он оказался изгоем, а финал радостный, музыка светлая,- делилась со зрителями  Наталья Федоровна.- Что-то не так. Я заинтересовалась, обратилась к оригиналу, и, оказалось, есть второй слой этого произведения, и когда открываешь его, понимаешь почему публика уходит в слезах… У мюзикла есть загадка, как и у его главного героя. Была и еще одна причина. Я преподаю студентам, будущим архитекторам и дизайнерам, наблюдаю психотипы творческих личностей. Было интересно проследить единство композиционных и художественно-эстетических законов в искусстве, ведь главный  герой мюзикла сочетает в себе гения сразу двух творческих стихий - музыки и архитектуры».
Лекция изобиловала интересными фактами: о строительстве в Париже в конце ХIХ века здания Гранд Опера, восхищающего всех, побывавших в нем. Достоверен факт, что после окончания строительства один из архитекторов попросил разрешения пожить в громадном здании, и получил согласие. Через 30 лет, когда театр приобрел известность, писатель Гастон Леру написал роман «Призрак Оперы» о таинственном обитателе подземелий Гранд Опера-архитекторе и музыканте. Он влюбился в молодую вокалистку  Кристину и идет на все, чтобы она стала примой оперы: лишает голоса ведущую солистку, убивает рабочего сцены… Кристина считает, что ей помогает Ангел музыки, о котором рассказывал отец. Но однажды Призрак похищает Кристину и показывает ей свое подземелье, признается в любви, желает, чтобы только она одна исполняла его музыку. Девушка говорит, что это невозможно, она любит Рауля, с которым помолвлена. В подземелье Кристина, уловив момент, снимает с Призрака маску и видит обезображенное лицо… Следуют сцены объяснений, ревности.  Призрак решает отомстить влюбленным, но в конце его сердце смягчается и он исчезает в ночи, в своем подземелье.
Готический сюжет заинтересовал известного своими мюзиклами английского композитора Эндрю Ллойд Уэббера. Наталья Александровна рассказала, как готовилась премьера в Лондоне, какие актеры исполняли главные роли. Лекция сопровождалась фотографиями отдельных сцен, записями музыкальных номеров, которые безусловно хорошо знакомы слушателям, ведь только на Бродвее спектакль идет ежедневно на протяжении 27 лет, и песни- их в мюзикле 355- часто звучат в эфире.
Конечно, слушателей «Призрака Оперы» в первую очередь привлекает занимательность сюжета, музыка. Н. Федоровскую, как искусствоведа, заинтересовало, какими средствами в мюзикле решается тема, воспевающая творчество и созидание. Она, как музыкант, теоретик, проанализировала произведение и написала монографию «Мюзикл Э.Л. Уэббера «Призрак оперы» в конструкциях и концепциях». В популярной форме автор изложила свой труд на его презентации  в библиотеке. Наталье Александровне задали много вопросов: не идеализируется ли в  массовом искусстве положительный образ злодея, что в современной опере первично- текст или музыка, представляют ли интерес современные оперы и т.п.? Вот на такой ноте, от легендарного Призрака к  сегодняшним проблемам оперного жанра и завершился этот познавательный и очень эмоциональный вечер о Совершенстве. Совершенстве музыки, исполнительского мастерства и безграничности творчества.