Капитан о капитане

Новость 8 апреля 2015 г.
 В Клубе любителей эксклюзивного кино «Зеркало» состоялся просмотр триллера «Смертельный рейс» (« Deadlyvoyage»).
 В традициях клуба – организация и просмотр тематических программ. Но бывают и исключения. Кто-нибудь из постоянных членов Клуба или друзей библиотеки предлагает для демонстрации кинокартину, примечательную особой историей. Триллер «Смертельный рейс» как раз из такой категории.
Идея показать его в рамках «Зеркала» принадлежит П. Осичанскому, президенту Дальневосточной ассоциации морских капитанов. «Петр Иванович известный на Дальнем Востоке капитан дальнего плавания, друг нашей библиотеки, - сказал, представляя гостя директор библиотеки Александр Брюханов.- Вы помните, в этом зале проходила презентация его книги «Спасите нас на суше» - описание и  анализ морских катастроф. На этот раз он предлагает нам посмотреть художественный фильм, который рекомендует, как бы кинематографическое продолжение одного из трагических происшествий, описанных в его  книге. Лента не относится к числу «эксклюзивных», но тем не менее актуальна. У фильма - довольно напряженный сюжет, много захватывающих сцен».
В основу сценария «Смертельного рейса» положены реальные события, произошедшие на контейнеровозе «Мак Руби» в 1992 году. Вот как об этом рассказал П. Осичанский. «Судно шло из Ганы во Францию. Капитаном был одессит Владимир Федорович Ильницкий. На шестой день плавания экипаж обнаружил, что на судне находятся нелегалы. В соответствии с Международной конвенцией по прибытии в порт, пока идет разбирательство, моряки обязывались содержать морских зайцев, оплачивая их размещение в отеле и питание на берегу. И еще  судовладелец и экипаж, должны были заплатить большой штраф. Обнаруженные нелегалы - огромные убытки для бюджета судна. Моряки предпочитают не попадаться  с нелегалами. На «Мак Руби» с проблемой справились жестко: при молчаливом согласии капитана старпом с тремя членами команды расправились с нежелательными пассажирами, а  трупы сбросили в море. Но одному из нелегалов  удалось спастись, и заявить о случившемся полиции.
Об этой истории я узнал случайно, и меня, как президента Ассоциации капитанов заинтересовала судьба Ильницкого. Я стал наводить справки, выяснил, что на Украине от моряков отвернулись. Обратился за содействием к капитанам Франции, и вот они помогли мне встретиться с Ильницким в 2001 году, когда он уже отбывал 30-летний срок заключения. Потом я еще два раза встречался с ним.  У меня к Владимиру Федоровичу был профессиональный интерес, я стремился понять его психологию как капитана: почему такое произошло на судне? И до сих пор мне неясно его поведение, хотя в последнее время, в связи с событиями на Украине, стало что-то проясняться. Во время разговоров с Ильницким я ожидал услышать от него слова раскаяния в содеянном – лишить жизни восемь человек – тяжелый грех. И как-то мне показалось, что он близок к нему, но услышал нечто неожиданное. « Я много думаю о произошедшем, но до сих пор не могу понять, как ему удалось так надежно спрятаться?! Ведь мы все обыскали»,- недоумевал он.
 Эту историю я описал в очерке «Узник замка LaFerte». Во время последней встречи с Ильницким в 2003 году узнал, что о злополучном рейсе «Мак Руби» снят художественный фильм. Написал коллегам в Лондон, и они вскоре мне прислали копию «Смертельного рейса». Считаю, что он близок к реальным событиям, за исключением одного эпизода. Когда на борту судна комиссар полиции проводит опознание убийц, капитан становиться в общий строй и говорит: «Я с ними!». Такого на самом деле не было».
…Фильм «Смертельный рейс» совместное производство американской кинокомпании при участии ВВС. Нашим зрителям кое –какие исполнители знакомы. Дэвид Суши- знаменитый Пуаро, здесь в роли инспектора; старпома играет Шон Пертви, запомнившийся по многим фильмам образами бандитов и жестоких типов, темнокожий актер Омар Эпис- главный герой «Рейса», завоевал признательность телезрителей по сериалу «Доктор Хаус». Лента не отмечена какими-либо наградами, но снята профессионально, и держит зрителя в постоянном напряжении.