Литература военного подвига, художественное творчество приморских авторов стали темой второго Дня открытых дверей «Горьковки», работающей в режиме Non- stop». Его центральным событием стало посещение библиотеки председателем Законодательного собрания Приморского края, возглавляющим Общественный Совет по развитию библиотек Приморского края Виктором Горчаковым.
Директор ПКПБ им. А. М. Горького Александр Брюханов, сотрудники библиотеки познакомили гостя с выставками, посвященными 70-летию Победы и выставками- инсталляциями, оригинально раскрывающими книгу и взаимоотношения с ней читателя. Его внимание, как книголюба, привлекли стенды с литературой о Великой Отечественной войне, выставка раритетов из личного собрания профессора, Почетного гражданина г. Владивостока Геннадия Турмова «Три войны». Общаясь со специалистами и читателями, Виктор Васильевич сказал: «Я считаю, что организовать такие выставки, так содержательно раскрывающие 70-летие Победы, - очень хорошая идея. Вы молодцы, хочется сказать огромное спасибо за пропаганду литературы, сохранение памяти о подвиге наших соотечественников. Я, например, с интересом посмотрел газеты военных лет, увидел целый ряд книг, посвященных Великой Отечественной войне,- и старых, и недавно изданных. Я вижу, что в библиотеке со знанием дела представили значительную часть нашей истории – и довоенной, и военной».
Одна из экспозиций в Большом читальном зале посвящалась истории известного романа Александра Фадеева “Молодая гвардия”, о деятельности подпольной комсомольской организации в Краснодоне, их борьбе с немецкими захватчиками. Изданный в 1946 году роман стал настольной книгой целого поколения советской молодежи. Олег Кошевой, Ульяна Громова, Сережка Тюленин и другие молодогвардейцы стали примером, на котором воспитывался патриотизм, верность гражданским идеалам. Прошло почти 70 лет с момента издания романа. И вот судьба этого произведения стала поводом проведения литературного проекта “”Музей забытой книги”. Это совместный проект ПКПБ им. А. М. Горького и Приморского краевого института развития образования (ПК ИРО). На его открытие пришли старшеклассники Владивостока, преподаватели литературы из школ края - слушатели курсов повышения квалификации. Презентация проекта проходила в форме урока-расследования. Директор библиотеки Александр Брюханов рассказал о творчестве Фадеева, об истории написания романа “Молодая гвардия”, о своих встречах с участницей краснодонского подполья Валерией Борц. Прозвучала запись их разговора, сохранившаяся в звуковом архиве Александра Георгиевича. Та его часть, в которой Валерия Давыдовна излагала свою версию предательства организации и доказывала это известными ей фактами.
Заведующая отделом обслуживания, одна из организаторов проекта «Музей забытой книги», Анастасия Стукалова, познакомила присутствующих с экспонатами книжной выставки, напомнив, что во Владивостоке “Молодую гвардию” выпустил в 1946 году Примиздат, и , учитывая ее популярность, переиздал в 1951. В фондах хранятся различные издания романа, выпущенные в нашей стране. Судя по их внешнему виду, они были востребованы читателями. Самое последнее издание-подарочное - поступило в библиотеку к 60-летнему юбилею романа. Ведущая обратила внимание преподавателей на методические пособия для учителя, литературоведческие статьи, мемуарную литературу и другие публикации о творчестве А.Фадеева, его замечательном романе и его непростой истории.
О своем исследовании, интересна ли “Молодая гвардия” нынешним сверстникам молодогвардейцев, современным школьникам и как воспринимают сегодняшние молодые читатели героев романа, выясняла с помощью своих учеников старший преподаватель кафедры социально-гуманитарного образования ПК ИРО, преподаватель литературы средней школы №61 Виктория Платунова. Вот их впечатления, прозвучавшие в библиотеке.
-Эта книга меня поразила поступками молодогвардейцев, которые защищали свою страну. Так, наверное, поступают сейчас на Донбассе. В книге я прочитал такие слова: Донбасс всегда борется.
-Меня взволновало, как вели себя девушки во время допросов: отважно, с чувством достоинства, не унижались перед фашистами.
-Когда я читал “Молодую гвардию”, думал, как ребята не сошли с ума под пытками…
Школьники делились своими впечатлениями, чувствовалось, что судьба молодогвардейцев взволновала их, заставила задуматься об истоках мужества, стойкости, книга позволила узнать давнюю и порядком подзабытую страницу из истории Отечественной войны. Практически, два десятилетия, как роман Фадеева исключен из школьной программы. Готовясь к сегодняшней встрече, ее организаторы провели в одной из школ Владивостока опрос: знает ли современное поколение о подвиге молодогвардейцев? Из небольшого видеоролика, можно было узнать, что старшее поколение, познакомившееся с романом на уроках литературы, во время учебы в школе, помнило о событиях в Краснодоне; те кто не изучал его в школе (в том числе и молодые преподаватели других дисциплин) ничего определенного ответить не могли.
Обсуждая роман, ребята высказывались об истоках стойкости молодогвардейцев:
-Чувство патриотизма было развито у людей, они гордились своей Родиной, боролись за нее.
-Они шли за Родину, за Сталина, защищая страну от фашистов.
-Это особенности национального духа, другие национальности не смогли бы так выстоять.
-Когда я читал, как пытали ребят, проводил параллели. Думаю, у многих сейчас бы возникли проблемы…
Ответы, мнения о прочитанном вызвали бурную дискуссию, в которой приняли участие и преподаватели литературы. Завершая ее Александр Брюханов заметил, что роман писался по горячим следам. Описывая события, Фадеев использовал документы, переданные ему органами НКВД. Выход “Молодой гвардии” в самом Краснодоне вызвал неоднозначную реакцию среди его жителей. Споры о фактологической достоверности отдельных эпизодов книги продолжаются до сих пор. Об этом рассказывал документальный фильм “Смертельный роман”, фрагменты из которого были показаны во время обсуждения книги.
Творческий процесс, место литературы в нашей жизни-тема беседы литературного критика и эссеиста, автора нескольких книг о литературе и искусстве Приморья и Дальнего Востока Александра Лобычева. Встреча в библиотеке проходила в рамках нового проекта “Близко к тексту”, предложенного в формате так называемого “ ВООК-SHOW”. Собеседниками Лобычева стали прозаик Наталья Тумко и студент кафедры филологии Школы региональных и международных исследований ДВФУ Петр Полещук. Вот они и стали расспрашивать старшего коллегу, как он стал литературным критиком, как вошел в круг приморских писателей и художников, что привлекает его внимание в их творчестве. Разговор получился откровенным и довольно острым. Александр Лобычев поделился своими мыслями о работе литературного критика и охарактеризовал наиболее заметные на его взгляд тенденции в современном литературном процессе Приморья:
-Ругать творца всегда интересно. А вот написать о нем, чтобы не было скучно, чтобы твой читатель влюбился в писателя или художника, о котором рассказываешь, сложная задача.
-Это не моя мысль, но считаю ее правильной: тот, кто читает книги-будет править миром.
-Найти Учителя начинающему поэту, художнику, писателю-это счастье.
-Литература не хобби, “требует гибели всерьез», - как сказал поэт. Это дело всей жизни. Когда - то в Приморье было много литературных сообществ, в них спорили, поддерживали друг друга, учились. Такие содружества давали ощущение нужности, востребованности творчества.
-Я не признаю слова “критик”. Просто пишу о литературе, художниках.
Проект “Близко к тексту” предполагает проводить подобные встречи с приморскими авторами – прозаиками, поэтами, критиками регулярно. В завершении “ВООК-SHOW” Александр Брюханов поблагодарил Александра Лобычева и вручил настольный знак «За вклад в приморскую литературу», учрежденный организаторами проекта “Близко к тексту” – памятный знак с выгравированном именем гостя шоу.
В зале каталогов все два дня работала выставка-исследование “Владивосток в фотографиях: в поисках утраченного, либо видоизмененного”. Фотографии Владивостока на ней были представлены в двух временных измерениях: снимки начала ХХ века и как выглядит это же самое место сто лет спустя. Куратор экспозиции и ведущая, заведующая отделом комплектования Елена Гулуева с помощью трех энтузиастов, вооруженных фото и – видеокамерами и представивших свои «фотонаходки», сумели провести увлекательную экскурсию по городу, его узнаваемым местам, как бы перемещаясь во времени.
А прологом к истории о прошлом и настоящем краевого центра, и если хотите, пособием, как проводить краеведческий поиск, стал рассказ историка, автора книг о Владивостокской крепости Владимира Калинина. Он поделился опытом, как работая над фотоальбомом Мэррила Хаскелла, научился “читать” старые снимки, находить на них знаковые приметы. С годами выработалась интуиция, и она привела исследователя к неожиданному открытию. Работая над вторым изданием книги “По следам старой фотографии” о судьбах военных инженеров, времен строительства Владивостокской крепости, Калинин вдруг обнаружил, что и он сам и его соавторы - Геннадий Турмов и Николай Аюшин даже во втором, уточненном выпуске, пропустили, не идентифицировали одного из персонажей фотографии. Судя по словесному описанию офицеров, составляющих группу строителей крепости и их жен, упомянутых в мемуарах Петра Унтербергера, предположительно это был военный инженер Евгений Яковлев. Владимир Иванович начал собирать информацию о нем и его жене - Валерии Фердинандовне, хотя особой надежды не было. Калинин прибег к помощи интернета. Люди, что – то знающие, откликнулись, и он убедился: неизвестный на групповом снимке действительно Яковлев Евгений Андреевич, капитан, инженер канатной подвесной дороги крепости. Но как сложилась его дальнейшая судьба? Калинин по крупицам собирал факты, часто сбивался на ложный след, но все же выяснил, что Евгений Андреевич после службы во Владивостоке продолжал заниматься возведением оборонных сооружений, в советское время ему присвоили звание генерал-майора, он преподавал в Военно-инженерной академии, скончался в 1951 году в Москве.
Краеведческий поиск старых фотографий Владивостока, который ведет группа блогеров Вадим Красов, Владимир Воробей и Андрей Михайлов иного свойства: они разыскивают изображения города разных периодов, сопоставляют их, описывают, как меняется архитектура, облик краевого центра. Свои находки, исследования выставляют на страничку “Владивосток: история и современность” в интернете. По словам блогеров, они располагают самым большим фотоархивом старого Владивостока, насчитывающим более 10 тысяч снимков. Малая толика из них и представлена на выставке.
Владимир Воробей и Вадим Красов демонстрируя слайд-фильм с видами краевого центра провели виртуальную экскурсию по старому и современному Владивостоку. Дополнением к рассказу краеведов стало сообщение библиографа Марины Андреевой о справочниках, адресных книгах, путеводителях издаваемых с конца ХIХ века во Владивостоке и хранящихся в фондах библиотеки. Они помогают исследователям проследить историю развития Приморской области-края, пользоваться достоверной информацией.
Культурно-просветительные мероприятия в эти дни чередовались с познавательно-развлекательными. Сотрудник Центра культурных программ “Горьковки” Людмила Редько, увлекающаяся рукоделием, выставила более десятка авторских забавных тряпичных кукол и кукол-картинок, других поделок. Технологи “Приморского кондитера” при содействии библиотекарей Елены Фальчик и Елены Сергиной организовали выставку-релаксацию “Взбивая пену шоколада”. Посетители смогли познакомиться с историей старейшего предприятия, попробовать шоколадное фондю, приготовленное на выставке. В преддверии летнего сезона отпусков давний друг библиотеки, руководитель турфирмы «Ольга» Ольга Васина решила напомнить, где и как отдыхали приморцы в не столь давние времена. В чемоданчике туриста морские раковины (память о море), фотоаппарат (снимки достопримечательностей), путеводители, карты (памятные места Владивостока).
Перед посетителями Дней открытых дверей выступали саксофонист Алексей Колобов (эстрадный ансамбль МГУ им. Г. И. Невельского), группа “Бард Бенд ТриКо”, Екатерина Деркаченко с программой “Катюша”- девушка в 100 тысяч ватт”.