В холле второго этажа работает выставка «Рюрик Тушкин: сложить кубик Рубика». Это очередное знакомство публики с творческим наследием приморского мастера сюрреалистической живописи. На открытии вернисажа можно было увидеть именитых коллег художника, ценителей его творчества. Вела презентацию сотрудник Центра культурных программ библиотеки Светлана Дегтярева. Те, кто знакомился с творчеством приморского мастера впервые, узнали из рассказа ведущей, что Рюрик Васильевич по профессии медик, рисование было его увлечением. Основы живописи постигал с такими же любителями изобразительного искусства во Владивостокском Дворце железнодорожников, в мастерской Григория Цаплина. Первые работы Тушкина на выставках мало чем отличались по стилю от экспонируемых в те годы рисунков, акварелей. Но где-то к 50-и годам в его творчестве произошел перелом-он увлекся «неформальным» искусством. И сразу же встретил резкое неприятие со стороны профессионалов. Но на неординарного художника-любителя обратили внимание московские и ленинградские искусствоведы. Да и времена наступали другие: на выставках вместе с реалистическими полотнами стали экспонироваться работы иных направлений. В 90-е Рюрика Тушкина стали приглашать выставляться в Москве, США, Японии… Выставки во Владивостоке вызывали интерес, были многолюдны. В «Горьковке» представлена малая часть из 486 полотен художника, хранящихся в его мастерской.
О том, каким был человеком Тушкин, вспоминал на вернисаже Владлен Камовский. Рассказал он об одном эпизоде, который только однажды услышал от Рюрика Васильевича. Дело было в самом конце войны. Двадцатилетний Тушкин служил фельдшером на подводной лодке Северного флота. Во время выполнения боевого задания субмарина попала под глубинные бомбы немецких кораблей. Механизмы лодки вышли из строя. Трое суток подводники не могли всплыть. И тогда командир принял решение остатками воздуха продуть балластные цистерны. Случилось чудо: лодка всплыла. Вернувшись на базу, подводники увидели памятную доску, которую намеревались установить на символической братской могиле. Среди членов экипажа, Тушкин нашел свою фамилию. После войны он служил в Китае, изучил методику иглотерапии. Работая впоследствии во Владивостоке, в Военно-морском госпитале, успешно применял ее, когда не помогало рекомендованное лечение. И, благодаря восточной медицине, был популярен среди пациентов.
Художественная мастерская Камовского располагалась рядом с мастерской Рюрика Васильевича, и Владлен Александрович часто заходил к коллеге, беседовал с ним на разные темы. Он говорит что находясь среди полотен, мольбертов, вздыхая запах красок, Рюрик Васильевич чувствовал себя свободным человеком, был абсолютно счастлив.
Небольшую экскурсию по выставке провела дочь художника Татьяна Тушкина. Она рассказала историю появления некоторых работ, пояснила, почему отец любил рисовать «двойные» портреты, многоликие. Он редко обращался к жанру пейзажа, никогда не рисовал с натуры. Своим работам никогда не давал названия, говорил: « Я нарисовал, а вы называйте так, как хотите». Объяснила она и появление на некоторых работах кубика Рубика. Эту головоломку Татьяна привезла отцу из туристической поездки. Рюрик Васильевич долго наблюдал, как достигается одноцветие сторон кубика, сам пробовал его сложить. А потом повесил на мольберт. «Думаю, он воспринимал его как многовариантность, многообразие жизни, - делилась со зрителями Татьяна Рюриковна.- Ведь его разноликие портреты это тоже способ показать, какими мы бываем в разные периоды жизни, как мы меняемся».
Среди посетителей были горожане, помнившие Рюрика Васильевича как врача, следившие за его творчеством. Они также поделились своими воспоминаниями, мыслями о работах художника.
Выставку можно посетить в дни работы библиотеки в течение ноября.