Выставка приурочена к 130-летию «отца русского футуризма», и довольно полно освещает его искания собственного пути в живописи и поэзии. Друг Бурлюка, поэт Маяковский, полушутя говорил о Доде: он лучший художник среди поэтов, и лучший поэт среди художников. Организатору выставки – ведущему специалисту Универсального читального зала Ларисе Яловега удалось подобрать из фондов ПКПБ им. А.М. Горького издания со стихами Бурлюка, альбомы с репродукциями художника, многочисленные публикации, раскрывающие своеобразный талант этого одаренного, неординарного человека и мастера. Мастера кисти и пера.
Он родился 9 июля 1882 года в Украине, обучался рисунку, живописи в училищах и студиях России, Европы, свою систему стихосложения создал сам, ища новые формы создания художественных образов при помощи переосмысления слов, фонем, всевозможного экспериментирования со словом и его морфологическим составом. Бурлюк немало постранствовал по России и в 1919 году вместе с молодой семьей и дальним родственником художником Виктором Пальмовым приехал в Приморье.
Случилось так, что следуя по КВЖД, Бурлюк заболел то ли тифом, то ли сильно простудился. Поэтому был вынужден остановиться в Никольск-Уссурийском. В этом городе он познакомился и подружился с Венедиктом Мартом, поэтом, сыном известного в Южно-Уссурийском крае журналиста и общественного деятеля Н.П.Матвеева. Впоследствии Март свел Бурлюка с поэтами и художниками Владивостока. И еще. Он дал адрес своего отца, и первое время Бурлюк жил в доме по Абрекской улице. Сохранились воспоминания очевидцев, которые не раз наблюдали, как с балкона матвеевского дома высокий мужик в полосатом халате, в серой войлочной башкирской шапке на голове громким голосом зазывал публику на вечера поэзии, читал стихи.
Об этом периоде жизни Д.Бурлюк оставил воспоминания. Но более полную картину о его жизни во Владивостоке дают рассказы людей, увлекшихся его лекциями о футуризме, или, напротив, его страстными оппонентами. Первые - поэты Н. Асеев, С. Третьяков, В. Март и другие организовывали поэзо-вечера во Владивостокском литературном кафе «Балаганчик», художественные выставки футуристов, кубистов в кафе «Би-Ба-Бо», выпускали журнал «Творчество». А генерал Г. Гончаренко (Юрий Галич), поэт и писатель, в своих воспоминаниях довольно - таки едко отозвался об эпатажной деятельности и внешнем облике «отца футуризма».
Над своей внешностью подшучивал сам Давид Давидович и его друзья. В детстве Бурлюк потерял глаз, и носил искусственный, прикрываясь лорнеткой. О себе он писал: «сатир несчастный, одноглазый…». Во Владивостоке поэт жил с семьей в районе Рабочей слободки (нынешняя Шилкинская). Зимой он катал детей на санках и поэт Сергей Алымов, с которым Бурлюк часто общался, посвятил ему стих:
Я - Пьеро хромой и одноглазый
Волосы - один хвостатый клок
Я любуюсь на детей в салазках
Через мой опаловый монокль…
Художник В. Пальмов, завороженный живописностью и буйством красок Мальцевского базара, написал во Владивостоке этюд. На одной из лавок разместил вывеску «Часовщик Бурлюк», (как известно мастера часовых дел работали с моноклем). Эта работа хранится в Приморской Картинной галерее.
Узнать подробности о жизни и творчестве Д. Бурлюка можно из книг, представленных в экспозиции: «Поэзия русского футуризма», сборника статей о Петербургском авангарде «ОТиДО», монографии Е. Кириловой «Дальневосточная гавань русского футуризма», сборника статей по искусству Л. Троцкого и множеству журнальных публикаций.
Любопытно познакомиться с воспоминаниями самого Д. Бурлюка «Интересные встречи», которые дополнены заметками сибирских газет о лекциях футуриста. На выставке также представлены, изданные недавно в Японии (в этой стране поэт жил недолго перед эмиграцией в США) «Восхождение на Фудзи-сан» и «Ошима». Эти рассказы были написаны Давидом Давидовичем в Японии и впервые опубликованы во Владивостокской газете «Голос Родины в 1921 году.