Тепло рук Ольги Сушковой

Новость 22 января 2016 г.

Работы этого скульптора хорошо знакомы многим приморцам: это памятники Герою Советского Союза Марии Цукановой, герою-комсомольцу Олегу Кошевому во Владивостоке, герою гражданской войны в Приморье, комсомольцу Виталию Баневуру в селе Кондратеновка, и еще десятки бюстов, установленных в учебных заведениях, музеях, на открытых площадках в муниципальных образованиях края. Открывая вечер, его ведущая Нина Иванцова, заведующая отделом краеведческой библиографии библиотеки, отметила, что вся жизнь Ольги Ильиничны была связана с Приморьем, Тихоокеанским флотом, Владивостоком-городом, в котором она родилась, состоялась как творческая личность. В Большом читальном зале, где проходил вечер, была развернута выставка документов, фотографий из семейного архива Сушковых, а подготовленный сотрудником библиотеки Мариной Андреевой слайд-фильм «Важно уловить… «осанку духа», в котором удалось  воссоздать основные этапы биографии скульптора, послужил прекрасным дополнением к ней.

Пришедшие на вечер племянницы Ольги Сушковой Ирина Авдуевская и Альбина Матвиенко рассказали, как работала их родственница. Своей мастерской у нее не было, и весь процесс, в основном, проходил дома. В одной из комнат стоял бак с глиной, станки, арматура. Сушкова работала сразу над несколькими скульптурами, а чтобы лепка не рассыхалась, она приставляла племянниц, а потом внучку Ксению сбрызгивать водой бюсты. Когда же наступала пора отливки, на дверях  появлялось шутливое объявление «Выходя из дома, вытирайте ноги»- гипс прилипал к обуви, и белые следы тянулись из мастерской на улицу.

 «Ольга Ильинична не имела профессионального образования, была, как тогда говорили, скульптором-самоучкой,- продолжала свой рассказ Нина Иванцова.- В молодости она увлекалась рисованием, работала художником-оформителем в Доме офицеров флота (кстати, одно время Сушкова занималась этим делом и в нашей библиотеке). В 1942 году она познакомилась со скульптором Львом Писаревским, известным автором работ на военно-революционную тему, приехавшим во Владивосток для прохождения службы в отдел пропаганды и агитации Политуправления Тихоокеанского флота. Ему было выделено помещение под скульптурную мастерскую в здании Дома офицеров. Именно там Писаревским была создана скульптура С.Г. Лазо и О.И. Сушкова помогала ему в этом. (В дальнейшем, эта скульптура была взята за основу при сооружении монументального памятника С.Г. Лазо, открытого в торжественной обстановке 12 августа 1945 года).  В его мастерской  и училась Сушкова приемам лепки. Первой ее самостоятельной работой стал бюст старого большевика, нашего земляка И.А. Александровича. А впоследствии, она совершенствовала мастерство на творческих дачах Союза художников».

 Супругом  Ольги Ильиничны был подполковник Тихоокеанского флота Борис Александрович Сушков, человек, увлеченный историей Дальнего Востока, Тихоокеанского флота. Он был директором музея ТОФ, секретарем Приморского отделения Географического общества СССР. Несомненно, его подвижническая деятельность сказалась на творчестве жены. Среди работ скульптора - портреты первопроходцев, дальневосточников - участников борьбы за Советскую власть, героев-тихоокеанцев.

Как же Сушкова воссоздавала облик своих героев? Марина Каменева, заведующая музеем МГУ им. Г.И. Невельского, поведала историю создания бюста адмирала, чье имя носит их университет. По легенде, позировал Ольге Ильиничне Борис Александрович: скульптор уловила сходство мужа с Невельским. А вот портрет для мемориала на могиле Виталия Баневура в Кондратеновке мастер  делала по образу главного героя телевизионного фильма «Сердце Бонивура», которого сыграл актер Лев Прыгунов (в 1970 году еще не были известны  находящиеся в США, в семейном архиве Баневуров, снимки Виталия, погибшего в Приморье в 1922 году). Профессор, архитектор Виктор Обертас, выступая на вечере, высоко оценил эту работу скульптора: «Чувствуется личность, динамика, воля, стремление к борьбе. Это передано не только в бюсте, но и в организующем пространстве, которое удачно скомпоновал флотский архитектор Серебряков». Мемориал герою-комсомольцу открыли 17 сентября 1971 года, и он на долгие годы стал местом паломничества молодежи.

 Другой известной работой Ольги Сушковой стал памятник Марии Цукановой, установленный на входе в Морской госпиталь Тихоокеанского флота во Владивостоке. Мария Цуканова, санинструктор батальона морской пехоты в августе 1945 года с десантом участвовала в освобождении от японцев корейского порта Сейсин (Чхонджин). За два дня сражений девушка вынесла 52 раненых десантника. Во время одной из атак она сама получила ранения, но осталась на поле боя, отбивая наступление противника. За мужество и героизм матросу Цукановой было присвоено звание Героя Советского Союза. Когда в стране после некоторого перерыва широко отметили 20-летие Победы, командование ТОФ приняло решение увековечить подвиги героев-тихоокеанцев. Памятник Марии Цукановой постановили установить на территории Морского госпиталя, чтобы он хорошо просматривался с Ленинской улицы. Выполнить ответственный заказ предложили Ольге Сушковой, уже получившей известность как скульптор - портретист.

О том, как творила скульптор, очень эмоционально вспоминала на вечере бывшая медсестра госпиталя Нина Михайловна Козлова. «Однажды после собрания медперсонала меня вызвал начальник и сказал, что я буду позировать скульптору, который станет лепить с меня Марию Цуканову. Так я познакомилась с Ольгой Ильиничной. Честно скажу, кто такая Цуканова, я в то время не знала. Каждый день в свободное от операций время надевала матросскую робу, через плечо санитарную сумку и час-два стояла на подиуме. Ольга Ильинична ответственно относилась к работе. У нее не получались складки на рукаве, так она несколько раз заставляла меня гладить рубаху, чтобы все выглядело достоверно…».

Сейчас Нина Михайловна до мельчайших подробностей знает всю недолгую жизнь Марии Цукановой. Она стала для нее словно родной. Когда в прошлом году во Владивостоке, накануне Дня Победы, формировался «Бессмертный полк» Нина Михайловна решила встать в его ряды с портретом своей «крестницы». «Я вначале боялась, вдруг меня остановят, ведь Цуканова не моя родственница,- вспоминала с волнением женщина.- Но потом подумала, что расскажу свою историю и меня поймут». Так она и прошла в многотысячном ряду, высоко держа фотографию Марии Цукановой, с образом которой ее на долгие годы соединила скульптор Ольга Сушкова.

Много добрых воспоминаний звучало на юбилейном вечере. Скульптор, доктор искусствоведения Эдуард Барсегов рассказал, как Ольга Ильинична создавала памятник молодогвардейцу Олегу Кошевому, и он принимал посильное в этом участие. Общественница, бывший комсомольский и партийный работник Зинаида Иовкова поделилась впечатлениями о деловых встречах с Сушковой. Бывший преподаватель Владивостокского медучилища Ольга Николаевна Дмитриевская вспомнила о творческой встрече студентов со скульптором и принесла фотографии, запечатлевшие это событие.

 Завершая вечер,  ведущая  напомнила вот эти слова скульптора: «Наверное, я очень богатый и очень счастливый человек. Потому что лепила удивительных, красивых людей…». И все мы, знакомясь с работами Ольги Ильиничны, продолжаем  ощущать  тепло ее рук. Тепло, которое хранят ее скульптуры.