Дед Мороз, который существует

Новость 30 января 2016 г.

В один морозный январский день Большой читальный зал библиотеки заполнила публика, которая, памятуя о прошедшем Новом Годе, Рождестве, святках, заинтересовалась историей появления на Руси Деда Мороза, Снегурочки и других персонажей новогодних обрядовых празднеств. Открывая мероприятие, Людмила Редько, сотрудник Центра культурных программ «Горьковки», сообщила, что библиотека начинает новый культурно-просветительский проект «Поэтические фантазии на историческую тему», который предполагает более детальное знакомство с русской мифологией. Первое занятие в творческой лаборатории провел Сергей Макаркин, руководитель общественной организации «Этнос», известный многим приморцам,  как собиратель и исполнитель фольклора, активный участник народных ансамблей «Традиция» и «Лутоня». Тема его выступления: «Апология Деда Мороза. Традиционные сказки о Морозе и Снегурочке, сопоставление традиционных персонажей с их современными обрядовыми «наследниками». Те, кого не отпугнула научно-академическая терминология, не пожалели двух часов, проведенных в Большом читальном зале.

Свое выступление Сергей предварил «увертюрой», исполнив Шутки-прибаутки:

Много лет назад ребята

Я малым дитенком был.

Верил в Дудушку Мороза

И подарочки любил.

………………………………….

А когда подрос маненько

Страшну правду я узнал:

Дед Мороз не настоящий,

Брат старшой мене сказал…

Шутливая история, исполненная под балалаечный наигрыш, создала праздничную, сказочную атмосферу, поддержать которую должны были такие святочные атрибуты, как  Рождественская звезда, голова Козы, маска Нечисти.  Установленные рассказчиком на импровизированной сцене, они обещали необычное действо. И, действительно, участники Лаборатории узнали много интересного. Например, прообраз Деда Мороза впервые появился в сказке Владимира Одоевского «Мороз Иванович», опубликованной  в 1840 году. Затем он стал героем сказок, записанных Александром Афанасьевым. Широкую известность сказочный старик получил, благодаря драматургу Островскому, написавшему пьесу «Снегурочка» и композитору Римскому-Корсакову, написавшему на ее основе очаровательно-грустную оперу. Привлекли тогда внимание публики к этому персонажу и театральные костюмы, выполненные  по эскизам художника Васнецова.

 С новогодними же  праздниками Дед- Мороз никак не был связан. Воссоединила их известная в начале ХХ века детская писательница Клавдия Лукашевич. Снегурочка появилась значительно позже. «Можно сказать, что Дед-Мороз «родился» примерно 100 лет назад, а Снегурочка в этом году может отметить свое 79-летие»,- сказал Сергей Макаркин. Он уточнил, что Новый год с елкой, Дедом Морозом встречали в стране в основном в городах, а в деревнях этот праздник стали устраивать с 1935 года, когда после долго запрета, советская власть разрешила вновь устраивать новогодние вечера у елки уже по новым, социалистическим, обрядам.

Особо колоритной выглядела  вторая часть рассказа ведущего о фольклорных обрядах: колядовании на Рождество, о святочном народном костюмированном театре. Рассказчик часто ездил по приморским селами записывая  то, что сохранилось – например, старинные песни у потомков поселенцев, рассказы о народных обрядах. Участники встречи узнали, что пели христославы, ходя по деревне со Звездой. Узнали многие подробности. Например,  как проходил обряд посевания («Сеем – сеем – посеваем), услышали напевы колядок, щедровок в исполнении Сергея Макаркина. Показал он и как «Козу водят», вызвав восторг присутствующих. Свой  экскурс в историю сказочных персонажей, ведущий  завершил следующим утверждением:  Дед Мороз существует. Существует, потому что мы в него верим.

 Новый проект библиотеки приветствовали гости: Марина Киселева, кандидат филологических наук  (Вот ее оценка: Мифы-это всегда интересно. Будешь изучать мифы и поймешь самого себя. Думаю, Творческая лаборатория принесет пользу, даст представление о роли мифов в жизни человека), Валерий Колюжный, председатель фонда «Культурное и физическое развитие человека», организатор фестиваля «Славянский ветер» ( Он считает, что мифы-составляющая часть бытования народа, его культуры, языка. Это зашифрованная информация, передающаяся из поколения в поколение. Хочу пожелать организаторам проекта легкой дороги на нелегком пути)… Проект в этом сезоне предусматривает четыре подобных встречи, четыре  «поэтические фантазии». Следующая встреча состоится 28 февраля.