Попытка остановить «NON-STOP»… в записной книжке

Новость 29 апреля 2016 г.

ПКПБ им. А. М. Горького, или просто и сердечно «Горьковка», в 8-й раз открыла свои двери, объявив очередной традиционный NON-STOP»: режим «открытых дверей», режим  безостановочного общения  с читателями.

  Два дня в трех залах библиотеки с раннего утра и до позднего вечера проходили выступления специалистов, ученых, библиотекарей, художников, музыкантов, и чтецов. В рамках программы гости «Горьковки», погруженные в ее культурно- академическую атмосферу, стали участниками представления  нового проекта библиотеки – Устного романа  «Александр Фадеев. Вышедший из «Разгрома», посвященного владивостокскому периоду жизни культового  для Приморья писателя Александра Фадеева, посетили выставку из коллекции книжной графики  ПКПБ им. А. М. Горького, переданной в библиотеку художником Сергеем Черкасовым, а так же побывали на различных мастер-классах. 

   И каждая встреча, каждый новый  проект несли в себе что – то новое: новые знания, новые ощущения. Взять то же  выступление открывшего программу NON-STOP дуэта преподавателей музыкальной школы «Виртуозы» Максима Потетинова (волынка) и Александра Коковкина (саксофон) с мелодией Пола МакКартни  «Yesterday». Изысканнейшую волынку читатели «Горьковки» услышали впервые, во всяком случае, в стенах библиотеки. 

   «Апрель – в истории нашей библиотеки – месяц знаковый, - обратился к собравшимся директор ПКПБ им. А. М. Горького А.Г. Брюханов. - Апрель – месяц открытия нашей библиотеки. Это было 129 лет назад. В молодом, только что назвавшем себя городом Владивостоке начал работать Бесплатный кабинет для чтения – прообраз нашей  библиотеки, его предтеча. Мы дорожим нашей историей, тщательно ее изучаем, затем издаем на основе изученного и собранного книги». 

  Действительно, библиотека не только хранит книги, но и издает их. Одно из недавних изданий ПКПБ им. А. М. Горького – «Библиотека и время». Это книга об истории самой библиотеки, которая расписана в ней по дням, годам, эпохам. «Библиотека и время» - собрание интереснейшей информации  по истории развития одной из первых библиотек Приморья. История, объединившая библиотечное дело и все политические, экономические и культурно-социальные события, так или иначе, в нем отразившиеся. Лично я отнеслась к этому сборнику, как к энциклопедии. Большой труд. Полезное и нужное дело. На его переплете белым по синему написано «ТОМ 1» Значит увесистый том – это только начало. И нужно ждать продолжения, которое обязательно последует.

   «У Дней открытых дверей – тоже своя история. В формате безостановочной смены  проектов, программ, тем, встреч и общения  они проводятся в 8 раз. День открытых дверей – это день особенный, ведь в этот день, библиотека не только посвящает читателей в свои профессиональные тайны, - по мнению А.Г. Брюханова, «NON-STOP» – это день, когда библиотека  открывает читателям душу».

   Об этой ноте «особой духовности», сопровождающей работу главной библиотеки края говорили выступившие на открытии: Татьяна Хрущева - депутат Законодательного Собрания Приморского края, Хуинь Минь Тинь - Генеральный консул  Социалистической Республики Вьетнам, Валерий Калюжный – председатель Фонда «Культурное и физическое развитие человека», Ким Борисов – постоянный представитель правительства  Республики Саха – Якутия во Владивостоке, Дмитрий Курштепов - директор агентства недвижимости  «Эксперт», преподнесший в дар  библиотеке коллекцию  раритетных изданий  некогда популярного в России журнала «Нива».

     Наиболее эмоционально прозвучало приветствие нашего вьетнамского гостя  Хуинь Минь Тиня. Он  обратился к залу без переводчика: «Мы очень уважаем Максима Горького, читаем его книги, и мы рады быть сегодня на этом празднике. Наши народы  всегда крепко дружили, а сегодня эту дружбу скрепляет еще и экономическое сотрудничество. Книги – хороший  фундамент этого сотрудничества. Книги – это культура, это мост в духовность, а библиотека - прочные крепления этого моста». С этими словами консул Вьетнама передал руководству библиотеки сборник «Биография и речи Хо Ши Мина» и получил  в свою очередь ответный подарок – 1 том истории «Горьковки» - «Библиотека и время». Книгу эту получили все высокие гости, пришедшие поприветствовать библиотеку с ее очередным «NON-STOP».

  Как уже говорилось, открывался «NON – STOP» презентацией Устного романа «Александр Фадеев. Вышедший из «Разгрома». Серия «ЖЗЛ Приморья». Роман задуман в пяти главах и необычном формате. Я попросила рассказать о нем его автора – Александра Брюханова.

  - Формат непрост. В этом убедились все, кто помогла мне в его осуществлении. И наш замечательный краевед  Тамара Федоровна Найден, и художник – оформитель Николай Лоншаков, и видеоинженер Артем Илалов.

     Сложность заключалась в том, что написанный текст должен был быть адекватно проиллюстрирован на экране видео – и- фото рядом.  Плюс подсъемкой, которую мы вели в исторических местах города. Большим фадеевским архивом ни библиотека, ни Чугуевский музей писателя, ни Интернет не располагают. Нужно было искать кино – и фотодокументы  косвенно, ассоциативно отражающие тему. А тема первой главы романа – «Удар молнии» - о владивостокском периоде жизни  писателя, связанном с семьей Сибирцевых, группой революционно - настроенной молодежи, формированием личности будущего писателя. С первой юношеской влюбленностью Фадеева – гимназисткой Асей Колесниковой. Затем уход в тайгу. Партизанские тропы. Встреча с Н. Ильюховым, так много давшая Фадееву уже в работе над романом «Разгром».

   Огромное подспорье в нашей работе -  звуковой архив, который сохранился у меня со времен моей журналисткой работы. Фадеевская тема в ней была магистральной. С кем только мне не приходилось беседовать о Фадееве. И с Сергеем Михалковым, и Лидией Либединской, и с литературоведом Ниной Дикушиной, и  с писательницей Егенией Таратута, и с Виталием Вульфом, и с ярым  оппонентом Фадеева – писателем Александром Борщаговским. И, наконец, с Валерией Осиповной Зарахани,  литературным секретарем писателя, сыном  Михаилом, героиней «Молодой гвардии» Валерией Борц.

   Все это – бесценные свидетельства времени. На этих звуковых документах и будет построен  устный роман о нашем замечательном земляке. Впереди – работа над следующими главами. А пока есть ощущение тяжело давшейся, но не напрасно  проделанной  работы. Первые слушатели (а это студенты ДВФУ, будущие издатели и специалисты – книжники) отнеслись к ней с большой заинтересованностью. Они оценили и  формат  проекта, и ту новую информацию о  писателе, который, я надеюсь, вернется  в наши школьные программы. Во всяком случае, в учебные программы ДВ его произведения должны войти в обязательном порядке. Фадеев – имя, которому никогда не суждено будет померкнуть.

   Пока большим залом  библиотеки безраздельно владел большой человек Александр Фадеев, другие площадки библиотеки также не пустовали. Зал каталогов, куда я, будучи студенткой, обращалась за нужной мне информацией, неузнаваемо преобразился  то ли в цветущий сад, то ли в мастерскую по изготовлению цветов. «Мозаика цветов» - так называлась программа, которую  подготовили специалисты двух отделов – обработки и иностранной литературы. Весной тема цветов -  как нельзя приятна и близка душе. Принимавшая самое активное участие в проекте «Мозаика цветов» заместитель председателя общества вьетнамцев в Приморском крае, Май Зунг, поздравила и его организаторов, и читателей исполнением песни «Миллион алых роз». Миллион – не миллион, но зал был украшен множеством цветов - как живых, так и искусственных, сделанными руками участников проекта «Пусть будет мир». На каталожные ящики организаторы проекта набросили зеленую дорожку из цветов. Эта самая дорожка – обязательный атрибут акции «Пусть будет мир», которую не первый год ведет предприниматель и общественный деятель Марина Бородай. Акцию «Пусть будет мир»  поддержали не только в России и у ближних соседей. О ней стало известно в Европе, знают о ней и наши заокеанские друзья. Марина Бородай считает это большим  достижением. Она чрезвычайно признательна библиотеке за то, что проект «Пусть будет мир» в этом году начинает свое шествие по краю из стен ПКПБ им. А. М. Горького. 

    В течение всего «NON-STOP»  в зале каталогов, в рамках  программы «Мозаика цветов» компетентные специалисты делились знаниями, раскрывали смыслы и тайны «мира цветов». И я, время от времени заглядывая сюда, также сумела  вооружиться кое – чем полезным. То по части ухода  за комнатными растениями, то по части их изготовления из бумаги. Все впечатления двух дней работы  проекта «Мозаика цветов» суммировал мастер-класс от организатора  акции «Пусть будет мир» - Марины Бородай. Она так сумела провести это свое практическое занятие, что всем его участникам показалось, что они перенеслись в какой –то диковинный сад,  в котором «фонтаны били голубые и розы красные цвели». Так, кажется, поется в песне, написанной на стихи Юнны Мориц?

  Раз мы вспомнили  о стихах – пора  вернуться к большой литературе, и снова заглянуть в Большой зал библиотеки. Там, для всех неравнодушных к искусству оформления книги была оформлена выставка из коллекции графических работ ПКПБ им. А. М. Горького, подаренных Сергеем Черкасовым. Там же мастера книжной графики поделились с гостями  опытом работы в этой ипостаси изобразительного искусства и продемонстрировали свои собственные достижения. Проект, объединивший все это, назывался «Воздух белого листа». Виктор  Убираев и Джон Кудрявцев рассказали о книжной графике как таковой и о творчестве их товарища,  известного российского живописца и художника-иллюстратора – Сергея Черкасова. Неожиданностью проекта «Воздух белого листа»  – назовем ее приятной -  стало участие в нем одной из самых молодых и перспективных представительниц  искусства книжной графики Приморья -Анастасии Слонь. Настя только начинает свой путь в профессии, но, по словам ее требовательных коллег и добрых наставников – прозаика Александра Белых и галериста из Артема Сергея Славгородского, девушка сумела  ощутить «чувственную душу» этого непростого искусства  и не собирается расставаться с ним. «Это такой мир, который забирает тебя целиком», - успела шепнуть мне Настя, больше всего боявшаяся упустить хотя бы слово старших коллег, рассказывающих о своих отношениях с белым листом бумаги, чей воздух способен так магически действовать  на творческого человека.

 

     Проект «Стихотворения чудный театр» с программой «Послушайте… чувства» позволили гостям «Дней открытых дверей»  приобщиться  к высокой  поэзии, ставшей основой  поэтического представления чтецов-любителей Владивостока и  победителей 15-го краевого конкурса чтецов «Живи, театр, - восьмое чудо света!». Очень эмоциональные, с должной мерой театральности  обыгранные поэтические выступления Дианы Карибовой, Эсмиры Асадовой и Ивана Тимошенко погрузили гостей в прекрасный мир отечественной классики.  Отрывок из поэмы Н.А. Некрасова "Русские женщины", стихи Эдуарда Асадова, романс «Мой милый, верь» собрали полный зал. Вообще,  программа поэтического слова была хорошо  продумана и срежиссирована. Ее главным номером  стало выступление  студента из Китая Цзи И Хао  с фрагментом из новеллы Ги де Мопассана «Лунный свет», исполненном под аккомпанемент флейты. Художественное слово и музыкальный инструмент  соединились для того, чтобы мы сумели по – новому прочувствовать хорошо знакомый текст французского классика.

   Тот же принцип -  синтез искусства слова, но уже в соединении с искусством  экрана, объединили проекты, представленные в Малом зале библиотеки.

    Работа зала была подчинена главному символу года – отечественному кино. В рамках  проекта «Жизнь моя кинематограф, черно – белое кино… и цветное тоже» здесь  весь день были организованы кинопоказы. Елена Щедрина - единственная в России женщина - журналист, занимающаяся подводными съемками и автор ТВ–цикла «Жемчужина побережья» - рассказала о тех открытиях, которые дарит подводный мир, о его обитателях и опасностях, с которыми приходится сталкиваться при погружении на глубину. Вот одно из откровений  известной тележурналистки: « В океанских глубинах своя жизнь, необычная, но завораживающая. Осьминог, например, это удивительное животное с умными глазами. Видишь его в норе, даешь ему руку, а он, как бы пожимая, обвивает щупальцами, а как только отводишь руку – сразу же отпускает ее…» 

   Щедрину можно слушать часами. В ее представлении мир подводных глубин – это целый космос, постичь который вряд ли кому удастся. Телеведущая предлагает сделать пока  только один  шаг в сторону его постижения. Тем, кто отважится – обещает страховку. Свою  собственную. Лично мне очень захотелось этот шаг сделать. При ее  страховке, разумеется…

 Елену Щедрину в зале, задрапированном  под кинотеатр, сменил член Союза кинематографистов России, режиссер – кинодокументалист Владимир Патрушев. Он представил Енико Тоидзуми, книгу ее воспоминаний «Сирень и война». Она -  о Владивостоке двадцатых – тридцатых годов. Книга стала основой документального фильма «И каждый год цвела сирень», снятого на киностудии «Дальтелефильм». О книге и ее авторе В. Патрушев попросил высказаться профессора-востоковеда Зою Моргун и  председателя Приморской краевой общественной организации «Общество дружбы с Японией» Валентину Бурую. Получилось изящно, нежно и поэтично, как будто бы в зал только что внесли букет  японской сирени. 

   Затем микрофон передали Станиславу Кабелеву, чтобы он представил свою новую книгу «В краю легенд и драконов». Об известном всем путешественникам Приморья  «городе Драконов». Кабелев – исследователь этих уникальных мест. Он водит туда экскурсии и пишет книги,  придерживаясь следующей точки зрения. Он считает, что в  гипотезу о том, что данные скульптуры, напоминающие  драконов и черепах, являющихся  действительными творениями природы, поверить трудно. У природы, очевидно, есть какой- то тайный соавтор. Но кто он? О своих догадках  по части этих и других необыкновенных явлений Станислав  Кабелев и рассказал гостям библиотеки.

   Что еще интересного происходило в Малом зале? Ага! Конкурс видеороликов о любимых книгах и продвижению чтения. Конкурс назывался «Сделано в Primorye». Буктрейлер по-приморски». Самодеятельные кинематографисты продемонстрировали свои маленькие фильмы,  а организатор  конкурса Марина Запорожец отметила, что качество отобранных для просмотра видеосюжетов, подготовленных юными участниками, практически, не уступает профессиональному. Действительно, в каждый ролик его юными создателями были вложены  душа и любовь к книге, которой они были  посвящены. Мнение жюри было единодушным: победило творчество! Каждый участник  получил  памятную грамоту.

   Как обычно, планируя Дни открытых дверей, их организаторы много внимания уделяют книге и проблемам  ее продвижения к читателю. Этой теме – книга и ее создатели - и был посвящен юбилейный вечер «Поворот на шестнадцать румбов», посвященный  90-летию со дня рождения Льва Князева, одного из тех писателей, чья личность и чьи книги во многом определили развитие приморской литературы  в 79- 80 тые гг. В эпиграф вечера его ведущая,  Н.С. Иванцова вынесла слова, принадлежащие  доктору филологических наук  и литературному критику - Сергею Крившенко:

   «Достижения русской литературы дальневосточного региона России без книг Льва Князева сегодня представить нельзя».

   Слайд-фильм смонтированный из архивных фотографий и просто памятных изображений, стал символической открыткой этого юбилейного вечера. 

Биография Льва Князева насыщена и богата, поэтому приглашенные гости – родные, коллеги по журналистским годам (Г. Климов, Г. Островская, В. Воронова) близкие друзья, товарищи по литературному цеху поделились самыми яркими  воспоминаниями о той поре жизни, когда они были молоды и мечтали переделать мир,  сообразно своим представлениям о нем. 

«Отец  говорил мне, - рассказывает сын писателя, Евгений Князев, так же  унаследовавший  писательскую стезю, - что всегда хотел быть капитаном. И «Морской  протест» - одна из его  программных книг. Это -  не протест, связанный  с какими – то производственными конфликтами на флоте, не вызов стихии – море есть море. С ним не шутят. С ним не вступают в единоборство. «Морской протест» - это протест его души. Если хотите, это вызов судьбе. У нас с отцом не было на эту тему каких –то откровенных разговоров, но я чувствую, что это – именно так».   

    Меньше месяца отделяет нас от очередной годовщины  Победы в Великой Отечественной войне. Помня об этом, организаторы «NON –STOP», включили в программу Дней открытых дверей  проект «Война… Сколько нам еще предстоит узнать о ней». У проекта вполне прагматичные цели. По мысли его организаторов, участники  проекта должны получить информацию, которую они потом понесут  в школы на уроки мужества. Участники -  члены Владивостокской общественной организации «Дети войны». Их встречи в школах – лекторская работа. Они  относятся к ней  очень ответственно. Библиотека позаботилась о том, чтобы всю необходимую информацию о войне наши ветераны  получили от   именитых историков и краеведов. Таких, как доктор исторических наук (Институт истории, археологии и этнографии  народов ДВ ДВО РАН) Г. Ткачева, или большой  энтузиаст музейного дела (создательница  музея истории профессионально – технического образования в Приморском крае) С. Левадняя.

    Я обратила внимание, что активисты – организаторы  проекта «Война…Сколько нам еще предстоит узнать о ней» - частые гости нашей библиотеки. Им интересно все, чем живет наш большой культурно – просветительный центр. Именно так воспринимается наша библиотека  сегодняшним читателем. «Центр общения. Центр взаимного притяжения. Здесь  просвещают разум и просветляют душу», - так ответила мне председатель общественной организации «Дети войны»  Альбина Марьяновна Антонова на мой вопрос,  что заставляет ее  так часто  заглядывать к нам  в библиотеку.

    Я была вполне удовлетворена ее ответом, потому что сама только что испытала нечто подобное. Я говорю о душевном просветлении. О той интонации добра и света, который словно бы исходит  со страниц  повести польского прозаика Станислава Марии Салинского «Птицы возвращаются в сны».

    В  программе «NON-STOPа» нашлось место для серьезного разговора об этой совместной работе ПКПБ им. А. М. Горького  и издательства «Валентин». Разговор инициировали  специалисты – филологи Школы региональных и международных исследований  ДВФУ. К изданной книге  они отнеслись как к несомненному явлению не только  дальневосточной прозы. А бери выше – прозе, которую следует рассматривать в контексте  российско – польской культуры.

   Итак, проект  «Текст и контекст», посвященный книге,  которая более пятидесяти лет искала возможности  вернуться  на родину ее автора, на берега залива Посьет, в тогдашний военный пост Новокиевский (нынешнее Краскино).

   Разумеется, мне захотелось ее прочесть. Столь уважаемое собрание так высоко отозвалось о книге. Так подробно разобрало ее достоинства, так хвалило работу переводчика,  что не прочитать ее теперь, значит, лишить себя  какого – то невероятного удовольствия. По словам Ирины Фадеевой, кандидата филологических наук, преподавателя  ДВФУ и ведущей круглого стола,  "Книга Салинского будет вписана в анналы  нашей литературы. И вписана  заглавными буквами".

 Наверное, это очень заманчиво, оказаться в местах, где прошло твое детство. Местах, похожих на  сказку. Со множеством чудес, воплощенных то в зловещих птицах мадагори, то в серебряных  птицах счастья, то в грозном Пектусане – вершине Алмазных гор, виднеющихся из – за российско – корейской границы, то в похожем на живопись го хуа приграничном китайском Хуньчуне.  Много теплых  слов о своей работе услышал переводчик Андрей Сапелкин. 

"Эта книга подкупает яркостью изложения, - делится он со своими собеседниками,- не смотря на то, что польский язык тусклее русского и не может соперничать с ним в образности и выразительности, от "Ptaki wracają w snach" оторваться очень сложно". 

  Из состоявшегося  разговора, в котором  солировали Наталия Милянчук, руководитель филологического направления Школы региональных и международных исследований ДВФУ, кандидаты  филологических наук Е.Кириллова и О. Рублева, литературный критик А. Лобычев, известная тележурналистка В. Воронова  можно было сделать вывод, что такие книги, как «Птицы возвращаются в сны» поляка Станислава Салинского, кроме художественной ценности, имеют  серьезное историческое  значение. И об этом,  предпринятом польским автором «одушевлении» истории, и  говорили  многие участники круглого стола.  

   Заключительным мероприятием Дней открытых дверей стал долгожданный (судя по обвалу информации в социальных сетях) шоу-квест Дмитрия Войцеховского «Забытые пески».  Четыре локации, восемь гидов и больше ста гостей, желающих пройтись по «лабиринтам» Минотавра (ими стали  скрытые от  любопытных глаз запутанные ходы библиотечного книгохранилища), «Арабским Эмиратам», московскому дому Грибоедова и ночным бдениям  булгаковского Понтия Пилата. Ах, как увлекательно  все это придумал и воплотил Дмитрий, задействовав и библиотечный подвал, и крышу, и лестничные площадки библиотеки. Мне тоже было предложено набросить на лицо чадру и превратиться в одну из рабынь «Тысяча и одной ночи». Я это сделала с удовольствием, как впрочем и все участвующие в квесте: их драпировали в разные одежды, им завязывали глаза, завязывали руки, их заставляли  двигаться в условиях то ли невесомости, то ли узкого, отдающего сыростью подземелья. Наше воображение было раскручено на все 100 % ! «Забытым пескам» не суждено будет забыться, потому что  они стали первым шоу-квестом, который провела наша очень серьезная, очень авторитетная и солидная библиотека! Остается надеяться, что не последним!...

 «Забытые пески»  подвели  итог библиотечному «NON – STOPу». Итог – мажорный, светлый. Очень позитивный. Точку поставила молодежь. Та самая, которую мы упрекаем в  отсутствии  интереса к книге, чтению. Та самая, которая якобы обходит библиотеку  стороной в поисках более яркого и креативного досуга.

  Проведя два супер - насыщенных дня в ПКПБ им. А. М. Горького я убедилась, как неверны, подчас,  представления о нас, молодых. Директор библиотеки, открывая «NON-STOP» говорил о том, что библиотека в эти  дни открывает читателям свою душу. Надо ли кого – то убеждать в том, что и читатели  постарше, и пришедшая в библиотеку молодежь делают  то же самое – открывают душу. Друг другу и тому огромному и прекрасному, что мы называем миром книжной культуры.

Анастасия Новак