Презентация работ Анастасии Слонь открылась исполнением некоего пластического действа. Это был перформанс, сочиненный участниками молодежного продцентра AUDI'O TT. Замысловатые движения и «музыка нового времени» создали идеальную атмосферу для представления экспозиции книжной графики, выполненной Анастасией Слонь с уверенным, набирающим силу мастерством.
«Сакура шестнадцатого дня» – под таким по–восточному пряным, пьянящим, как пригубленная капелька сакэ названием, выставлены работы начинающей художницы в верхнем фойе ПКПБ им. А. М. Горького. После продолжительных, вполне заслуженных оваций, ведущий Дмитрий Войцеховский пригласил к микрофону немного смущающегося автора.
Анастасия Слонь – одна из самых молодых в когорте книжных иллюстраторов Приморья. Несмотря на молодость и непродолжительный по времени опыт книжной иллюстрации, Анастасия не уступает своим старшим коллегам в таланте и в замечательной отваге, с которой она берется за дело. Оформление книги – целое искусство. Оно ювелирно по исполнению и одухотворено изначально: имея перед собой весьма ограниченное пространство книжного листа, художник должен изобразить то, что выносил в своем воображении писатель, не нарушив при этом его замыла, не исказив и переиначив его.
Как рассказала сама Анастасия, «иллюстрация книги это действительно сложное, кропотливое занятие. Что бы настроиться на волну произведения и прочувствовать нутром образы, я перечитываю книгу не один раз и пытаюсь настроиться на ту волну эмоций, которые переполняли автора, когда он писал свое произведение»..
Выйдя к микрофону, Сергей Славгородский - директор АРТ-галереи "Галерея" (г. Артем), заметил:
«Настя сегодня не многословна, возможно, потому что устная речь - это не ее конек. Она художник – человек листа и красок. За нее скажу я. Начну с истории нашего знакомства. Если бы я писал мемуары, то эту историю я назвал бы «Нас познакомила Белая Старуха». Мы познакомились с ней относительно недавно на выставке в «Галерее», и тогда я скинул ей свой, еще юношеский рассказ - «Белая старуха». Прочитав его, она прислала мне письмо, в котором предложила мне проиллюстрировать этот рассказ. Честно говоря, «Белая старуха» ей не поддалась, не смогла она прочувствовать образ моей Белой старухи, но все же, чем - то меня ее рисунки зацепили. Когда Витковский (Евгений Владимирович Витковский, известнейший российский писатель - фантаст, поэт, литературовед, переводчик, знаток литературы Русского Китая - прим. автора) перевел Хирна, ему потребовался иллюстратор. И тогда я вспомнил Настю. Пробные иллюстрации привели его в восторг, и они подписали договор. С тех пор Настя считает меня своим крестным отцом. Теперь она востребованный человек в книжном сообществе и мой добрый друг».
«Сакура шестнадцатого дня» – арт-проект, который познакомит читателей с работами молодого книжного графика – иллюстрациями к книге мистических новелл Лафкадио Хирна. Это первые работы Анастасии для известного московского издательства – «Престиж Бук», специализирующегося на переиздании редких, раритетных произведений в жанре научной фантастики и приключений. Выставка разведена на два зала – верхнее фойе и Большой читальный. Верхнее фойе встретило гостей подвешенными к потолку японскими белыми фонариками «Тэнто», белыми нитями и, конечно же, иллюстрациями «Сакуры шестнадцатого дня». Изящные, прорисованные тонким касанием кисти, работы Анастасии Слонь, навеянные японской мистикой, завораживают, затягивают в зачарованные дали культуры страны Восходящего Солнца.
За официальной частью последовала возможность в полной мере проникнуться мистическими образами Хирна - так, как они прочувствованы художницей. Началось, как это принято называть, живое общение. В этой неформальной обстановке Ирина Слонь – младшая сестра Анастасии – рассказала о том, как проходило становление старшей как книжного иллюстратора:
«Еще в детстве Настя не выпускала из рук краски, ручки, карандаши. Мама показывала ее детские блокноты - кошечки, цветочки, но в каждом есть особенная черта, может быть, кусочек души. Создавать иллюстрации к книгам она мечтала еще в училище. Старалась, утверждалась, какое – то время даже жила в Москве, где и собирается строить карьеру. Там долгое время Настя работала художниуом-декоратором и иллюстратором; разрисовывала особняки, подпорные стены. Но позже решила вернуться в Приморье. Тут она почти сразу нашла работу, познакомилась с теми, кто поверил в нее».
У каждого творческого человека есть «его» город. Место, где тебя всегда ждут и ценят и, конечно, где душе хорошо. Комфортно. Своим городом Анастасия считает город Артем с далью его полей, начинающихся сразу же за городской чертой, тихой и спокойной жизнью, частными домишками. Резьбой карнизов и ставень. Но Владивосток – арт-центр – всегда ей рад. Всегда приветлив. Эта родственность особенно ощутима в среде художников. Например, Джон Кудрявцев, старший коллега Анастасии – эпатажный художник и книжный иллюстратор – пообещал угостить ее борщом, который он отменно готовит. Говорят, Джон поступает так, когда сильно удивлен или растроган работами коллег. Приглашение отведать борща Настя получила тут же, на презентации.
«Для начала я дам ей по мозгам. Так у нас принято, - сразу добавил Джон, - что касается ее работ… Их всегда сложно оценить. Хорошие они или плохие – сложно сказать. Главное, что б в них была душа, а этого у Настиной графики не отнять. Процесс создания книжных иллюстраций очень сложен, как наша жизнь. То, что выбрала Настя - настоящее «шпалоукладство», и за это мы должны сказать ей спасибо. Она одна из немногих девушек, которые занимаются этим сложным трудом. За всю жизнь я первый раз лично встречаюсь с девушкой-иллюстратором. Мне нравится, как она пишет – она не понимает, что она делает, это не от ума, а от сердца и крови. Я занимаюсь иллюстрированием более 30 лет и могу точно сказать, что Настя - человек редких профессиональных качеств. Я признателен ей за ее мужественный выбор».
Не только Джон Кудрявцев с теплотой относится к Анастасии. Писатель Александр Белых так прокомментировал ее работы :
«Как писатель, я бы хотел, что б Настя проиллюстрировала мои «Сны Флобера». Я доверяю ей, как художнику. Она разнообразна, она вживается в образ и находит свою интонацию для выражения этого образа на бумаге, и в этом я вижу ее потенциал».
В дальнейших планах ПКПБ им. А. М. Горького и Анастасии Слонь – совместная работа, знакомящая читателей с писателями, незаслуженно забытыми, преданными забвению. Вернуть их в литературный обиход – в этом Анастасия видит свою главную художественную задачу.