Западным журналистам, берущим интервью у Павла Суляндзиги, непременно хочется, чтобы в ответах начинающего вокалиста было побольше удэгейской экзотики. Ну, например, чтобы голос его обдувал и пестовал бикинский ветер, потому что Бикин – река его детства. Чтобы широта диапазона напоминала полет сорвавшейся с охотничьего лука стрелы. Потому что охота – образ жизни его маленького народа. Чтобы сам певец, беря тяжелые ноты, отличался выносливостью мифического удэгейского бога Андурри.
Разумеется, Павел всегда будет помнить Красный Яр, отцовский дом, тепло рук своей бабушки, сшившей ему рубаху с воротом, расшитым национальным узором. И наставления отца - известного российского политика Павла Васильевича Суляндзига, члена Общественной палаты РФ, члена постоянного Форума ООН по вопросам коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока – тоже намерен помнить.
Сын Павел очень гордится своим отцом. Считает, что именно ему он обязан своими сегодняшними успехами. Отец заставил поверить его в свое призвание. Убедил серьезно заниматься пением. Хотя традиционно удэгейцы музыкантами не становились. Тем более, серьезными исполнителями. «Песнями мои родичи прежде не промышляли. Промышляли соболем», - смеется Павел.
Младший Суляндзига очень контактен. С удовольствием рассказывает о том, как складывается его исполнительская карьера.
- Сначала я собирался поступать в музыкальное училище им. Прокофьева. Но одновременно, я подал документы в Академию имени Гнесиных. Честно говоря, я не сильно рассчитывал, что поступлю в Академию. Мне казалось, что у меня нет должной подготовки. Однако, поступить все же удалось.
В мир академической музыки я встроился легко. Академия Гнесиных всегда славилась своей открытостью, дружелюбием. В ней, как в большой семье. Удэгейцы живут большими семьями. У меня, к примеру, девять братьев и сестер. А тут тебя словно бы принимают в огромную музыкальную семью. Живя в ней, нужно чтить традиции, ритуалы. Мы, первокурсники, начинаем жизнь в Академии с посещения мемориальной квартиры – музея Елены Фабиановны Гнесиной. Мы как бы напитываемся духом вуза, в котором нам предстоит учиться. Гнесины сумели воспитать блестящую плеяду педагогов – наставников. Мне очень повезло, что первые уроки вокала я получил, что называется «из их рук».
Аудитория Большого зала ПКПБ им. А. М. Горького принимала Павла Суляндзигу прежде всего, как своего, обретающего большие крылья, земляка. Молодого исполнителя расспрашивали о его первых вокальных успехах. О главных партиях в музыкальных спектаклях, которые он исполнил в театрах на Бродвее. О своем сольном выступлении в Карнеги – Холл. Об участии в Международном фестивале «BELLAVOSE».
Свои вокальные номера гость «Горьковки» исполнил под аккомпанемент Дмитрия Волобуева. Первая встреча начинающего исполнителя и широко известного пианиста принесла любителям классической музыки много радости. Живое исполнение чередовалось с записями музыкальных фрагментов, тщательно отобранных для этой встречи ее ведущей – доктором искусствоведения, профессором ДВФУ Наталией Федоровской. Зрители увидели выступление Павла на Творческом вечере Александры Пахмутовой. С большим подъемом он исполнил одно из вершинных сочинений композитора - песню «Русский вальс».
- Партию рояля должен был исполнить другой музыкант, но, услышав меня на репетиции, Александра Николаевна сказала, что она сделает это сама. Для меня это – большая награда. Одно из самых памятных выступлений.
С большим чувством исполнил молодой вокалист и свое любимое произведение - песню итальянского композитора Эрнесто Куртиса «Скажите девушки»…
-Ее почему – то принимают за русский романс. Я обычно пою ее по – итальянски, а потом - по- русски. Сегодня я посвящаю ее своей подруге Сарре Паппини. Она сопровождает меня в этом моем путешествии на родину. Мы познакомились с ней в Нью – Йорском «Маннес – колледже», где я в настоящее время прохожу обучение. Сарра – уже дипломированный специалист. Она сама – из Канады. На моем концерте, который состоится в Большом зале Приморской филармонии, Сарра также исполнит свои любимые произведения.
Сарра Паппини – не единственная из ближнего окружения Павла. Поддержать молодого исполнителя в библиотеке собрались его многочисленные родственники. Род Суляндзига был представлен - отцом семейства – Павлом Васильевичем Суляндзигой, матерью и братьями певца. Были друзья. Знакомые по Красному Яру.
- Я теперь спокоен за своего сына. Поначалу было не по себе. Наше ли, удэгейское дело он выбрал в качестве своего основного занятия? В нашем роду так еще никто не поступал.
- Значит, первый из рода Удэге?
- Значит, первый. Вспомним Фадеева. Общепринятым стало выражение «Последний из Удэге», повторяющее название его романа. А тут - первый. Время идет и все меняет. Все течет, как вода в Бикине…
Павлу предстоит пройти обучение в Нью - Йорке. Он говорит, что учеба дается легко – все – таки школа Гнесиных за плечами. Нью – Йорк – это старт для будущей жизни. Павел не хочет связывать ее с каким – то конкретным местом работы. Ему хочется петь на самых разных концертных площадках мира. Он мечтает о триумфе Хворостовского. Пусть мечтает. Он – молод. Может быть, какие – то мечты и сбудутся! Я как отец желал бы ему этого.