Эта поэтическая строка принадлежит Венедикту Марту, иначе — Венедикту Николаевичу Матвееву, чье 120- летие мы отмечаем выставкой, посвященной жизни и творчеству поэта.
Один из Матвеевых. Сын широко известного в Южно-Уссурийском крае Николая Петровича Матвеева-Амурского, поэта, публициста, издателя, почетного гражданина Владивостока. Отец не менее широко известного поэта Русского зарубежья Ивана Елагина, дядя только что ушедшей от нас талантливой поэтессы Новеллы Матвеевой.
На выставке представлены исследования и материалы, фото из периодических изданий. Творчество Венедикта Марта можно разделить на два периода: «дальневосточный» и «советский».
Первый, дальневосточный период был особенно плодотворен. Март написал свои лучшие произведения, заявив о себе как о литераторе–виртуозе, вместившем в себя культуру Японии и Китая. Весь русский Дальний Восток и европейскую часть европейской России.
До 1923 года Март — во Владивостоке. Он издает здесь 14 сборников стихов: «Порывы», «Песенцы», «Черный дом», «Лепестки сакуры», «Тигровые чары» и др. Затем он отправляется в Харбин – по его собственному выражению — развиваться в свободном поиске. Здесь он пробует себя в самых разных форматах: и как поэт-декадент, и как футурист, и как прозаик-реалист.
Благодаря знанию китайского и японского языков Март путешествует, собирая богатейший этнографический, исторический и литературный материал. Разумеется, дальневосточный багаж Марта, влияние семьи, яркая и противоречивая реальность начала двадцатых годов помогли писателю сказать новое слово в отечественной литературе.
12 июня 1937 года Март был арестован. 16 октября того же года – расстрелян. Все изъятые рукописи уничтожены. 16 мая 1989 года – реабилитирован.
Брат Венедикта – Николай Матвеев-Бодрый – многие годы вел подробные дневники с 1902 по 1978 годы. Переданные в краеведческий музей им Гродекова в Хабаровске, они и стали основными источниками для создания истории династии Матвеевых, и в частности, одного из самых одаренных Матвеевых — Венедикта Марта.