Новости > Статья от 5 декабря 2016 г.

Школьная литература – повод для разговора взрослых

В Приморской краевой публичной библиотеке имени А. М. Горького обсудили «Золотой канон» школьной литературы.

«Золотой канон» — единый список произведений для школьников – инициатива патриарха Русской Православной Церкви Кирилла, являющегося председателем Общества русской словесности, и Министра образования и науки РФ Ольги Васильевой. Организатором Круглого стола, состоявшегося в библиотеке, выступил Молодежный парламент при Законодательном собрании Приморского края. Важность принимаемого решения очевидна: «Золотой канон» призван обеспечить качество образования, а отобранные для списка книги – стать хорошим подспорьем в деле гражданского, патриотического воспитания молодых людей.

«Необходимо найти разумный баланс между базовой, обязательной и вариативной частями списка произведений, предлагаемых для классного и внеклассного чтения. Принципиально важной представляется необходимость ответственного обсуждения и принятия так называемого «золотого канона», —счел нужным уточнить Святейший.

Весь текущий месяц «Золотой канон « был темой обсуждения в разных структурах власти, в общественном мнении, мнении специалистов: ученых-филологов, писательского сообщества, СМИ.

Итак, каким книгам в «Золотом каноне» быть, а каким – нет?..

Первой, поднятой для обсуждения за круглым столом библиотеки проблемой, стала проблема резкого сокращения количества часов для изучения литературы в школах. Марина Иов, директор колледжа Дальрыбвтуза подошла к ней, предварительно охарактеризовав содержание школьных хрестоматий:

«Недопустимо «впихивать» все литературные произведения в хрестоматии, —сказала она.- Хрестоматия не может передать школьнику и половины того, о чем говорит автор в своей книге. В лучшем случае, она передает сюжетную линию. Все это отражается на знаниях, как ума, так и разума. И дело тут не в том, что ученик плохой. Нет. Количество учебных часов таково, что ученик не имеет возможности нормально вчитываться в текст вместе с учителем на уроке»...

Эту точку зрения поддержало большинство участников круглого стола. Но не менее важной остается проблема потери у большинства молодежи интереса к чтению.

«Острота проблемы в том, что дети не заинтересованы в чтении. А не заинтересованы они, потому что книга никак не соотносится у них с современной жизнью, —говорит Наталия Милянчук, кандидат филологических наук, руководитель образовательной программы «Филология» ДВФУ,-не нужно детям сразу давать в руки «Мцыри». Для них это – трудный текст, и потому – малоинтересный. Они не вчитываются в лермонтовский текст, с трудом усваивают смысл. В лучшем случае — просто зазубривают сюжет. Мы должны предлагать детям книги, «житейски» понятные, которые им будет интересно читать, которые привьют им любовь к чтению».

С этим высказыванием не все участники круглого стола были согласны, но то, что список обязательных текстов по литературе должен быть пересмотрен, отметил каждый из участников разговора.

«Да, я согласен, что некоторые тексты нового времени молодежь не должна изучать в школе. Например, «Архипелаг ГУЛАГ» Солженицына – это тяжелое чтение, которое способно сильно ранить юную душу, — поделился Александр Брюханов, директор Приморской краевой публичной библиотеки им. А. М. Горького,— но классические произведения – это те духовные столпы, та основа, которая формирует души. Вот к чему мы должны стремиться. Если в школе есть преподаватель, искренне любящий литературу, то беспокоиться не о чем. Его воспитанники будут читать. Я сужу об этом по участникам литературной Игры в бисер, которую мы проводим у себя в библиотеке. Задача тех, кто будет отстраивать список – сделать верный отбор, правильно отструктурировать его. Я считаю, что у этого списка должны быть три составляющие: классическая литература, произведения 20-го века, например, такие как лирика Пастернака, Булгаков, Платонов, и третья составляющая – это наша дальневосточная литература. У нас есть замечательные тексты, это все нужно читать и знать, ведь школьная молодежь – будущее края. Им его обустраивать, им его развивать. Мы ведь хотим, чтобы они пригодились здесь, а не за его пределами? Значит, знание о крае должно быть полным. История, география, экономика, и, разумеется, литература и искусство, здесь рождающееся и здесь создающееся».

О том, что школьный список в какой – то его части должен быть сориентирован на краеведение, говорила и Наталия Кузьмина, руководитель сектора «Приморская книга» ПКПБ им. А.М. Горького и исполнительный директор ежегодной ДВ книжной выставки – ярмарки «Печатный двор».

«Сформировать «Золотой канон» — значит, подойти к отбору литературы взвешенно и не односторонне. Это вопрос нравственности, самосознания и образования юных душ, и не случайно, в числе тех, кто первым проявил озабоченность в этих вопросах — был лидер Русского православного духовенства — Святейший патриарх Московский и всея Руси Кирилл,- счел нужным напомнить один из иерархов Приморской и Владивостокской Епархии отец Виктор -,как писал Достоевский «Тут дьявол с богом борется. А поле битвы – сердца людей». Так оно и есть. Вы сейчас говорите об образовании души через литературу, а вся классическая литература непонятна, если не знать православного ученья. Потому что ее базовые ценности – в текстах Евангелия. Мы основам религиозного учения не учим, а в Интернет всякого мракобесия подбрасываем в неограниченном количестве. Задача присутствующих на круглом столе — сделать так, что бы читая великие произведения классиков, школьники впитывали тот смысл, который был вложен автором. Они должны открыть для себя сокровенный смысл толстовской «Войны и мира», «Преступления и наказания» Ф.М. Достоевского и так далее. А наша задача помочь им в этом. Когда они придут к осмыслению того, что читают, общество обязательно изменится, и этот самый патриотизм, о котором мы так много сейчас говорим, непременно проснется, и мораль укрепится. Я в этом нисколько не сомневаюсь, потому что у меня замечательные союзники: И Толстой, и Достоевский, и Лесков… Да что там, почти вся русская классика!»

Свои за и против высказали в ходе обсуждения преподаватель Колледжа ТГМУ И.Г. Белова, преподаватель Нахимовского кадетского училища В.В. Платунова, писатель Евгений Князев. Подвел итоги Илья Литвиненко, главный специалист аппарата Законодательного Собрания Приморского края, курирующий работу Молодежного парламента при Законодательном собрании Приморского края.

«Дорогие коллеги! Это обсуждение – не последнее, мы еще будем встречаться, говорить, и я уверен, что все мы придем к общему решению. Выработаем что – то свое. Итоги нашего обсуждения будут рассмотрены в Молодежном парламенте при Госдуме и направлены в Министерство образования и науки РФ для принятия по ним профессионального решения».