Программу декабрьских вечеров в ПКПБ им. А.М. Горького продолжил вечер памяти приморского фотожурналиста, лауреата Всесоюзных и Международных фотовыставок Николая Алексеевича Назарова.
2016-тый – год его столетия. Как фотокорреспондент, Назаров обрел известность еще в 30- тые годы. Фотокор, фотохроникер, изъездивший край, исколесивший его вдоль и поперек. Его фото на страницах газеты «Красное знамя» — это окна в мир минувших десятилетий. Мир ярости, мир доблести, мир нежности и любви.
Большой Читальный зал оформлен композициями и инсталляциями, составленными из фотографий Николая Назарова и книг, которые этими фотографиями были проиллюстрированы. Вечер – мемориальный. Он собрал родственников, близких друзей, коллег по цеху. Шумная и неугомонная когда-то братия фотокорреспондентов, фотохудожников, фотографов и просто тех, кто уважал и любил творчество Николая Назарова с благодарностью откликнулись на предложение библиотеки вспомнить одного из правофланговых местной журналистики. Отдать дань памяти его личности, свет души которой словно бы исходит с глянцевых листов его фоторабот. Объектив Николая Назарова многое запечатлел. Многое отобразил. Многое увековечил. Именно так – увековечил, запечатлел, остановил мгновенье. Вот мнение тех, кто счел нужным вспомнить выдающегося фотохудожника.
Юрий Луганский, фотохудожник, председатель Приморского отделения Союза фотохудожников:
«Людей, которые бы так сильно любили фотографию, как любил фотодело Николай Алексеевич, я больше не встречал. Он с самого детства выписывал фотографический журнал, читал книги по фотоделу. Он научился делать фотобумагу, которая в то время была невероятно дорогой.
У меня до сих пор хранятся его первые фотокарточки, отпечатанные на самодельной фотобумаге, — делится Ю.К. Луганский, — и это потрясающе. Его любовь к фотографии иногда заводила его очень далеко. Он искал форму. Экспериментировал со светом. Искал композицию. Когда он работал в телеграфном агентстве ТАСС, он создал такие шедевры, которые, как я считаю, входят в мировой фонд фотографии, потому что за них он получал высшие из возможных наград. Например, фото амурских тигров. Они настолько талантливо выполнены, настолько красивые кадры получились, что именно после этого заговорили о тигре, как о символе Приморского края и о необходимости охраны этого зверя».
Георгий Климов, журналист, в недавнем прошлом председатель Приморского отделения Союза журналистов РФ:
«Николай Назаров — человек уникальный. Я читал его школьные тетради – ни помарок, ни клякс, все чисто, аккуратно. Как сказал Юрий Луганский, будучи школьником, Назаров выписывал журналы по фотографии, а когда отец подарил ему справочник Фогеля, он так полюбил этого автора, что на некоторых фотографиях подписывал его имя в знак уважения, — вспоминает Г. Г. Климов. – Назаров был очень отзывчивым человеком. Всегда делился знаниями. В то время в СССР среди молодежи был такой лозунг: «Научи друга тому, что умеешь», и Назаров всегда с большим желанием следовал ему. При съемках он предпочитал работать как старые фотографы. Он не очень уважал лампу-вспышку, хотя она у него у него была, а фотографии проявлял только в самой чистой воде, ведь, цитирую: «Иначе качества никакого!»
Владимир Веревкин, профессор МГУ им. адм. Г.И. Невельского:
«Когда я первый раз побывал на выставке Николая Алексеевича, его работы произвели на меня огромнейшее впечатление. Передо мной был не фотограф – художник! Многие, особенно сейчас, увлекаются фотографированием. И получается у них вроде не плохо. Но как – то формально. Без души, а Назарова, хотя и был ТАССовский корреспондент, все равно умел снимать так, что брало за душу.- Делится Владимир Федорович. — Не зря его фотографии забирали самые почетные награды и печатались во многих книгах. Здесь и в центре. В столице. Он понимал и, главное, чувствовал красоту момента. Вот вспоминают классическое: «Остановись, мгновенье, ты прекрасно». Я думаю, что Назаров воплотил это крылатое выражение в своей каждодневной практике. И он бы мог так сказать – «Остановись, мгновенье»…
Фотографии мастера, словно бы составившие портрет эпохи, портрет века, о которых вспоминали и говорили его коллеги и друзья, были представлены в фоторяде на большом экране. Обширнейшая композиция, вобравшая и широко известные фотографии, и очень личные, камерные, интимные. Они – про жизнь. Частную жизнь обыкновенных людей и его собственную. Он никогда себя не отделял от тех, кого «выхватил» его объектив. «Человек и человечество» — можно бы было поставить эпиграфом ко всему его фототворчеству. Но эпиграф уже есть. Мы его процитировали: «Остановись, мгновенье»…
Алексей Чичилин, фотограф:
«Я запомнил Николая Алексеевича как человека чрезвычайно отзывчивого, интересного, неимоверно талантливого. Его дар заключался в том, что он видел все детали в кадре и компоновал их так, что в результате получался шедевр. Взять хотя бы это кадр — «На вокзале». Как снята фуражка! А какой свет на снимке?! Он по «назаровскому» обыкновению заполняет собой все пространство. И как все умело сделано. Не могу удержаться, чтобы не сказать: шедевр!»
Поверим мастеру. Неповторимые, бесценные мгновения жизни остановлены камерой Николая Назарова теперь уже навсегда. Навечно. Они – наше подлинное историческое достояние. И они – прекрасны, потому что на них запечатлена жизнь. Ее правда и ее поэзия.