115-ая годовщина со дня рождения Александра Фадеева отмечена презентацией большого литературного проекта «Александр Фадеев. Вышедший из «Разгрома».
Проект задумывался как устный роман, и в этом формате был представлен в ПКПБ им. А. М. Горького в апреле, на традиционных Днях Открытых дверей « Горьковка» в режимеNON-STOP».«Устный роман в пяти главах. Серия «Жизнь замечательных людей Приморья» –таким виделся первоначальный замысел руководителю проекта, автору и ведущему Александру Брюханову.
Формат необычен, непрост. В этом сразу убедились те, кто помогал мне в его осуществлении. И наш замечательный краевед Тамара Федоровна Найден, и художник–оформитель Николай Лоншаков, и видеоинженер Артем Илалов. В чем его необычность? В том, что написанный текст необходимо было подкреплять на экране соответствующим видео и фото рядом, — рассказывает Александр Георгиевич. — И потом, я не был уверен, что первично-произнесенный текст или подложенное под него изображение? Добавьте к этому подсъемку, которую мы вели в исторических местах города. Плюс аудиозаписи из моего личного архива.
С огромными трудностями нам удалось все это соединить. Первая глава была прочитана. Реакция слушателей нас порадовала. И, тем не менее, какая-то неудовлетворенность все же оставалась. Все-таки, устный роман предполагает разовое прочтение, а нам захотелось сохранить весь фото-видео ряд первой главы, поскольку мы сразу же почувствовали его эксклюзивность. Его документальную и художественную ценность. Ведь «Вышедший из «Разгрома»–первый, созданный в условиях библиотеки, большой мультимедийный биографическийпроект, предполагающий широкое использование в нем изображения, звука, возможностей кино, фото-документов и связывающей все эти компоненты авторской обчиткой.Появилась мысль – изменить формат. Уйти от устного романа. Попробовать сделать видео-роман. То есть, еще больше усложнить задачу. И мы вернулись к первой главе сериала, напомню, она называется «Удар молнии», чтобы переделать ее в кино-фотофильм. Было решено сосредоточиться только на владивостокском материале биографии Александра Фадеева до его ухода в тайгу, к партизанам.
Сама партизанская война и участие в ней автора «Разгрома» — содержание следующей главы, которая будет называться «Нету пути иного». А «Удар молнии» — это взросление Саши, дом Сибирцевых, в котором он, в сущности, вырос. Дружба с Игорем Сибирцевым. «Соколята», группа революционно-настроенной молодежи. Ученическая забастовка. Увлечение Асей Колесниковой, девочкой из юношеского окружения Саши Фадеева. Уроки политграмоты, усвоенные в Рабочем Красном кресте. Первые поручения большевистского подполья. Таково содержание первой главы.Камера оператора Андрея Иванова, включившегося в нашу работу, фиксирует то особняк на прапорщика Комарова, то старый университет, то здание прогимназии М.В. Сибирцевой (Уткинская, 40). Эти исторические места очень естественно, с присущим ей артистизмом «обживает» в кадре историк Т.Ф. Найден. Она пересказывает свои разговоры с А.Ф. Колесниковой, с которой тесно общалась во время визита Александры Филипповны во Владивосток в 1979 году. Мы видим на экране и слышим сына писателя – М.А. Фадеева. Интервью с ним записано в 1986 году в Чугуевке. Сын вспоминает отца, и мы чувствуем, как непросто даются ему эти воспоминания.
Еще одна аудиозапись – голос Тамары Михайловны Головниной, друга юности писателя, активной участницы революционных событий на Дальнем Востоке. Мы включили в первую главу ее переписку с Фадеевым. В 1982 году переписка эта стала основой радиоспектакля «Письма из прошлого», созданного на Примтелерадио народным артистом РФ Вадимом Мялком и артисткой Верой Казаковой. Мы вводим фрагменты этого радиоспектакля в ткань видеофильма. От имени Фадеева и Головниной общаются их портреты. Они в динамике, потому что экран то приближает их, максимально укрупняя, то отдаляет. Возникает некое психологическое пространство. Объем ему создают очень выразительные голоса артистов и фрагменты игрового кино, снятого о Владивостоке. Из игры озвученными портретами высекается искра какой – то новой художественной подлинности.
Большое подспорье в нашей работе – звуковой архив, который сохранился у меня со времен моей журналистской работы. Фадеевская тема в ней занимала одно из центральных мест. С кем только мне не приходилось беседовать о Фадееве. И с Сергеем Михалковым, и с Лидией Либединской, и с историком литературы, Ниной Дикушиной, писательницей Евгенией Таратутой, с Виталием Вульфом и, наконец, с ярым оппонентом Александра Александровича – писателем Александром Борщаговским. Много ценных свидетельств оставлено в моей «звуковой записной» книжке Валерией Осиповной Зарахани, литературным секретарем писателя, сыном Михаилом Александровичем, героиней краснодонского подполья Валерией Борц. Все это, повторяю, бесценные свидетельства времени. На этих звуковых документах, покрепленных кино и фото-кадрами и будет построен видеороман о нашем замечательном земляке. Впереди – гражданская война в Приморье, омраченные сталинским произволом творческие тридцатые годы, война, «Молодая гвардия», мысли о том, чтобы навсегда вернуться в Приморье. Трагическая развязка.
Увы, мы не уложились в намеченные сроки. Проект должен был состояться в этом, юбилейном для писателя 2016 году. Однако, нам пришлось вернуться, чтобы переделать уже сделанное. Фадеев тоже переделывал «Молодую гвардию». Хочется думать, что эта переделка в отличие от «Молодой гвардии» пойдет проекту на пользу. Эта требовательность продиктована одним: ввести в современное фадееведение материалы, которыми сегодня располагает библиотека.Год 2017-тый – год 100-летия Октября. Вся наша дальнейшая работа пройдет под знаком этого года. Давайте вспомним судьбоносную фразу героя нашего проекта: «Как писатель своим рождением я обязан Революции». Сказано это было им не для красного словца. Слова эти стоили Александру Александровичу жизни.
Со следующей главой видео-романа «Александр Фадеев. Вышедший из «Разгрома» (она будет называться «Нету пути иного» и перенесет нас в партизанское Приморье) читатели и пользователи библиотеки познакомятся в конце января.