Программа Исторического лектория «Владивосток и его Гиляровские» в 2017 году по своей насыщенности и тематическому разнообразию не уступает прошлогодней. Слушателей ждут встречи с известными историками — доктором исторических наук Н. Беляевой, кандидатом исторических наук Г. Ермак, действительным членом Русского Географического Общества С. Корниловым, писательницей Н. Тумко и т.д.
Охват тем впечатляет: от истории Владивостока времен Порто-Франко, до мифов и легенд о нашем городе, бытующих в нем и по сегодняшний день. Хунхузничество, набеги на тихоокеанский берег преступных китайских группировок, уссурийское казачество, его быт, его устои, его традиции. Этот материал будет предложен слушателям в самое ближайшее время. Год открыл Роман Гвоздев, младший научный сотрудник, кандидат исторических наук Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока. Его исследовательский поиск основан на изучении традиционных военных знаний у удэгейцев, нанайцев, ульчей и эвенков. По мнению ученого, многие элементы этих знаний можно проследить только благодаря шаманскому наследию и фольклору. Оказалось, что служители культа коренных народов Сибири и ДВ – шаманы – люди военные. Источники, которыми оперирует Роман Гвоздев, достаточно убедительно доказывают это. На них и построено его сообщение «Шаманизм и традиционные военные знания народов Сибири и Дальнего Востока (ХIХ – ХХ вв.), с которым познакомились слушатели Лектория.
Итак, нам убедительно доказывают, что шаманы – воины, а специфика той территории, на которой они действовали – это состояние войны, военного конфликта. «Война – как явление» — озаглавил первый раздел своего сообщения лектор. Разобраться в причинах военных конфликтов тех лет, — считает ученый, — нам крайне важно: они решительно отличаются от современных.
«Первый фактор – это кровные обиды. Раньше Дальний Восток заселяли коренные, малочисленные народы. Понятие честь рода для них было священно. Посягательство на эту честь – прямой повод для начала военных действий. Второй фактор – это конфликт из за женщин. Их часто похищали в те годы. Что же касается территории, она — фактор не столь значительный. Да, воевали, но как много пустовавшей земли было вокруг!
«Бесконечная вендетта» — наиболее убедительная характеристика для определения межродовых отношений аборигенов, населявших Тихоокеанскую Россию».
Военная специфика стимулирует изготовление оружия. Его демонстрация стала следующим разделом лекции. Разумеется, слушатели увидели это оружие на экране. «Оружие может о многом поведать», – считает историк. Возьмем фехтовальную дубинку. Какие тайны она хранит? Например, такие, что не всегда поединки завершались убийством противника. Просто хорошая драка — тоже способ поквитаться друг с другом за нанесенные обиды.
Или доспехи. Не всегда они были железными. Часто исследователям встречается обмундирование, сплетенное из веревки. Или доспехи из кожи морского зверя. Удара самурайского меча они, конечно, не выдержали бы, но в междоусобных дальневосточных конфликтах могли послужить неплохой защитой.
Шаманское наследие и фольклор позволяют проследить и другие элементы военного бытования дальневосточных аборигенов и формирование их военных знаний. Оно убеждает нас в том, что служители религиозного культа у коренных малочисленных народов – это люди воинского долга. Привлекая духов, они обеспечивали линию защиты. А иногда брали на себя обязанности главнокомандующих.
«В основе шаманизма, — напоминает нам историк, — лежит вера в общение шамана с духами. Эта религия связана с магией, аниминизмом и тотеминизмом». Историк напомнил, что у каждого рода было свое тотемное животное. Их роль в подготовке воина к сражению чрезвычайно велика.
Шаман – духовный лидер рода. Иногда — военный руководитель. Его одежда – это своеобразные военные доспехи. На ней укреплялись различные символы, их железные изображения. Все это имело цель защитить шамана от его врагов. От зла, которым был наполнен мир вокруг.
Лекция завершилась бурным обсуждением услышанного и многочисленными вопросами, которые были заданы исследователю. Ученый пообещал обязательно встретиться со слушателями лектория еще раз. «Интерес есть, значит, продолжение обязательно будет. Встретимся и поговорим».
Духи, нам думается, не будут против»…